Портовой отрасли стоит разработать свой проект Методики расчета размеров ставок портовых сборов. Для подготовки качественного документа также важно создание Национальной комиссии регулирования на транспорте.

Об этом шла речь в ходе вебинара "Портовые сборы: монопольные злоупотребления, необоснованные затраты и возмещение убытков", организованного юридической компанией Arzinger и Центром транспортных стратегий.

"Отрасли стоит собраться, привлечь международных экспертов и разработать свой проект методики. После чего предложить его новосозданной НКРТ и отстаивать", - отметил руководитель Южноукраинского филиала юридической компании Arzinger Виктор Сизоненко. По его словам, один из аргументов МИУ, почему тарифы на портовые сборы до сих не меняются, - отсутствие единого подхода у отрасли. "Поэтому нужно разработать этот общий подход, который будет исходить от бизнеса", - добавил он.

Кроме того, директор ЦТС Сергей Вовк считает, что Методика в том виде, в котором она предложена сейчас, вряд ли будет принята. "Методика портовых сборов, в той конфигурации, в которой она есть сейчас, вряд ли будет принята, даже с точки зрения очевидного конфликта интересов, поскольку один из ее разработчиков, а именно АМПУ, напрямую заинтересован в том, чтобы портовые сборы были высокими. Более того, финансирование АМПУ напрямую зависит от портовых сборов. Поэтому говорить о качественной методике можно будет только тогда, когда будет независимый регулятор",- отметил Вовк.

Виктор Сизоненко также говорит о том, что проект Методики портовых сборов вряд ли будет принят. "Есть сомнения, что Методика будет принята. Эти сомнения основаны на том, что проект опубликован на сайте МИУ в разделе "Новости", а не в разделе "Законопроекты". То есть, официально он для обсуждения не опубликован, в АМКУ и Государственную регуляторную службу документ не направлялся. Кроме того, МИУ сейчас попросило о продлении срока принятия Методики, который истекает 4 июня, но никаких действий к принятию Методики явно не осуществляется", - отметил он.

В качестве альтернативы на данном этапе участники рынка обратились в Кабмин и Офис президента с просьбой снизить портовые сборы и параллельно норму отчислений для АМПУ в госбюджет.

"Сейчас уже есть обращение от бизнеса, в том числе от АСС, в Кабмин и Офис президента о том, чтобы снизить портовые сборы на 20% через внесение соответствующих изменений в Постановление Кабмина от 2018 года, как следующий этап по снижению портовых сборов. Это обращение поддерживается большим количеством, как аграрных грузоотправителей, так и других групп", - сказал Сергей Вовк. Он также напомнил, что в 2018 году портовые сборы уже были снижены на 20%, что положительно сказалось на грузообороте.

Отметим, что ранее Министерство инфраструктуры Украины планировало согласовать проект новой Методики расчета ставок портовых сборов до конца мая.

Кроме того, сообщалось, что комитет Верховной Рады по вопросам экономического развития обратился к правительству с просьбой принять решение о снижении портовых сборов для повышения конкурентоспособности украинских портов.

Читайте также Удержаться на плаву: Зачем бизнес просит снизить портовые сборы