Пандемия коронавируса и введенные для борьбы с ней карантинные ограничения во многих странах мира, включая Украину, не только нарушили привычный ход вещей, но внезапно привели к приостановке производственных процессов и постепенному охлаждению мировой экономики. На этом фоне власти различных стран пытаются доступными для них способами поддержать бизнес – где-то выделяется финансовая помощь, кто-то предлагает налоговые каникулы, снижение процентных ставок по кредитам или субсидии на аренду помещений. К примеру, в порту Гамбург введен мораторий на взимание платежей за аренду земли и помещений за три месяца: апрель, май и июнь. Администрация Суэцкого канала, чтобы сохранить грузопоток и финансовые поступления, с 1 апреля увеличила скидки для танкеров-газовозов и контейнеровозов.

Учитывая, что экономика Украины ориентирована на экспорт сырья, а он преимущественно осуществляется через морские порты, ведущие украинские экспортеры обратились к правительству с предложением снизить ставки портовых сборов.

В частности, в адресованном премьер-министру и руководству МИУ письме Федерация работодателей транспорта Украины, от лица ее членов попросила о снижении портовых сборов на 20%. Участники рынка обращают внимание на то, что пандемия может иметь долгосрочные последствия для украинской экономики и привести к существенному сокращению экспорта и значительному снижению ВВП. "В таких условиях существенным фактором, который может повлиять на удержание экспортного потенциала и обеспечение конкурентоспособности отечественных предприятий, является снижение ставок портовых сборов, что позволит значительно уменьшить нагрузку на украинских производителей-экспортеров и предоставит им возможность предлагать свою продукцию на международных рынках по "проходным" ценам", - отмечают в Федерации. 

При дальнейшем снижении портовых сборов на 20%, можно будет ожидать, что годовой грузооборот в морских портах Украины в 2021-2025 годах увеличится до 190 млн т, - ФРТУ.

Вместе с тем участники рынка понимают, что снижение сборов - это не панацея, и отрасли давно нужна качественная работа АМПУ в части целевого использования средств и снижение уровня отчислений дивидендов АМПУ в госбюджет.

Выиграть конкуренцию

Эксперты металлургического рынка отмечают, что падение спроса на железную руду со стороны металлургических заводов в Украине и ЕС оставляет украинским железорудным предприятиям выбор либо отгрузить высвободившиеся объемы в Китай, либо снижать производство. Принимая во внимание ситуацию с курсом гривны, бизнес считает, что все усилия "Укрзализныци", портов и Министерства инфраструктуры должны быть сосредоточены на обеспечении ритмичного вывоза продукции на экспорт в полном объеме. Уменьшение расходов на логистику позволит отечественным экспортерам конкурировать на мировом рынке. "Если это нельзя сделать резко хотя бы в 3 раза (снизить портовые сборы. - ЦТС) по причине того, что бюджет недополучит значительную часть средств, мы предлагаем поэтапно, хотя бы сразу процентов на 20-30 можно сделать прямо в ближайший месяц. Потом тоже постепенно снижать", - говорит глава Федерации металлургов Сергей Беленький.

Представители химической отрасли также говорят о необходимости снижения тарифов. Так, генеральный директор УНПА "Укркокс" Анатолий Старовойт считает, что снижение портовых сборов и тарифов на грузоперевозки по ж/д способствовали бы повышению конкурентоспособности украинских предприятий-экспортеров на мировом рынке, что в условиях кризиса крайне важно для страны. "Нам и железная дорога все время тарифы поднимает, и портовые сборы тоже. А это очень существенно по всей цепочке ГМК. Нам, для коксохимиков, прежде всего, потому что уголь дорогой. А мы стоим в начале этой цепи, за нами последует все остальное", - отмечает он.

Алексей Голубев, президент Союза химиков Украины, со своей стороны заявляет, что снижение портовых сборов способно активизировать экспорт, в частности, предприятий химической отрасли. "Нам любое снижение позволит больше продукции экспортировать", - говорит он.

Индивидуальный подход 

Аграрный рынок также не отказался бы от снижения портовых сборов - его участники отмечают, что на сегодняшний день доля логистики в конечном продукте составляет около 35%. "У нас логистические расходы доходят иногда до 35% от общей цены. В то время как в Европейском Союзе они не превышают 14%, а в Соединенных Штатах лишь 9%", - говорит президент Украинской аграрной конфедерации Леонид Козаченко. Об этом же говорят и в Украинской зерновой ассоциации. "Портовые сборы в Украине и так высокие, что сказывается на конечной стоимости товара. Чем дешевле будут логистические цепи, тем больше доходов получат сами производители", - отмечает президент УЗА Николай Горбачев. Кроме того, по его словам, в нынешних условиях любое снижение экспорта приведет к еще большему падению экономики: "Мы без экспорта столкнемся с очень большими проблемами и по курсообразованию внутри страны, и по доходам производителей. Потому как внутреннее потребление не увеличится ни на какую продукцию. Поэтому нужно экспортировать".  

Главный советник по юридическим вопросам и связям с государственными органами компании "Бунге Украина" Ольга Копейка обращает внимание на то, что важно не только снижение портовых сборов, но и их целевое использование АМПУ.  Что касается снижения сборов на 20%, то в компании, считают, что более правильным будет применение индивидуального подхода к каждому портовому сбору, поскольку некоторые портовые сборы, например, канальный, является самым высоким портовым сбором в мире, и должен быть снижен на 70%. 

Изменение системы 

О необходимости снижения портовых сборов говорят уже не первый год. ФРТУ отмечает, что сейчас стоимость судозахода в украинских портах по сравнению с зарубежными портами выше на 100% - 450%. Еще несколько лет назад при участии специалистов Всемирного банка разрабатывалась Методика расчета портовых сборов, согласно которой предполагалось снижение ставок размером до 60%. В среднесрочной перспективе это предполагало серьезный экономический эффект за счет привлечения грузопотоков в украинские порты. 

Последний раз портовые сборы пересматривались в 2018 году. Тогда удалось снизить ставки на 20%. "Снижение портовых сборов с 1 января 2018 года на 20% позволило увеличить грузооборот в украинских портах на 21%, и достичь уровня в 160 млн т в 2019 году. Потенциал снижения портовых сборов остается на уровне 40%-50%. При дальнейшем снижении портовых сборов на 20%, можно будет ожидать, что годовой грузооборот в морских портах Украины в 2021-2025 годах увеличится до 190 млн т", - отмечают в ФРТУ. 

Но, как говорит Валерий Ткачев, член экспертного совета при МИУ, не все так однозначно: "Портовые сборы составляют 63,2% операционных доходов АМПУ. Снижение портовых сборов может ударить по государственной компании. Например, после снижения ставок портовых сборов на 20% в 2018 году операционный доход компании существенно упал. При этом, надо учитывать, что АМПУ ежегодно приносит около 1,7 млрд грн чистой прибыли. 90 % чистой прибыли забирается в государственный бюджет".

Поэтому система поддержки экономики через портовые сборы должна быть комплексной - предоставление скидок по определенной номенклатуре грузов и определенным портам, уменьшение отчислений АМПУ в госбюджет, завершение корпоратизации АМПУ. Тогда предоставление скидок отрицательно не повлияет на портовую отрасль, считает эксперт.

О том же в одном из своих последних интервью в должности руководителя АМПУ говорил и Райвис Вецкаганс. Снижение сборов в 2018 году, по его словам, было верным шагом, и Украине и дальше нужно двигаться в этом направлении, но одно лишь снижение сборов - это не панацея для отрасли и нужно пересматривать всю систему. В первую очередь, необходимо пересмотреть вопрос дивидендов. "Пора прекратить метания - 75%, 50%, 90% - и установить на законодательном уровне размер дивидендов. Но нужно понимать, что, если не снизить дивиденды, уровень портовых сборов придется не снижать, а повышать. Иначе инфраструктура просто развалится", - отмечал Вецкаганс. 

В комментарии для ЦТС в АМПУ отмечают, что вопрос портовых сборов необходимо рассматривать комплексно с учетом интересов государства, бизнеса и портовой отрасли в целом. "Для того, чтобы размер портовых сборов и их использования были максимально обоснованными, прозрачными и понятными для всех сторон, должна быть утверждена Методика расчета размеров ставок портовых сборов и Порядки взимания, учета и использования средств от портовых сборов. Эти документы должны учитывать все расходы, необходимые для поддержания в эксплуатационном состоянии гидротехнических сооружений, специализированного флота, других стратегических объектов портовой инфраструктуры, а также одновременно способствовать повышению конкурентоспособности украинского бизнеса", - отмечают в АМПУ.

Там добавляют, что в условиях, когда госпредприятие направляет 90% части своей чистой прибыли в государственный бюджет, инициатива снижения портовых сборов может негативно сказаться на реализации не только капитальных проектов по строительству и реконструкции объектов портовой инфраструктуры, но и на поддержании этой инфраструктуры в пригодном к эксплуатации состоянии.

Очевидно, баланс между размером отчислений с чистой прибыли АМПУ и размером портовых сборов и должен стать тем компромиссным путем, который поможет выстоять не только в периоды цейтнотов, подобным нынешним, но и помогут в дальнейшем стратегически развиваться как экономике в целом, так и портовой отрасли, в частности.

Читайте также Глобальные тренды морской отрасли: Флот, грузы, крупнейшие операторы