В конце 2019 года UNCTAD - Конференция ООН по торговле и развитию (органа Генеральной Ассамблеи ООН) выпустила отчет Review of Maritime Transport 2019. В силу глобального характера отчета и, соответственно, времени, необходимого на сбор данных, большая часть информации для него была получена еще по итогу 2018 года. Тем не менее документ в целом позволяет отследить актуальные тенденции развития морского транспорта и торговли.

ЦТС изучил его и приводит наиболее интересные статистические наблюдения и выводы аналитиков UNCTAD.

Мировая торговля

Согласно документу, объемы мировой торговли несколько утратили импульс: если до этого на протяжении нескольких лет ее ежегодный рост составлял в среднем 3%, то в 2018-м объемы снизились до 2,7%. Вместе с тем, в тоннаже объемы морской торговли все равно достигли рекордного показателя за все время - 11 млрд тонн. По оценкам аналитиков, за пятилетку 2019-2024 годов средний рост мировой торговли должен составить 3,4% ежегодно.

Естественно, что в отчете не учтены новые факторы, влияющие прямо сейчас на мировую торговлю, как, например, эпидемия коронавируса, которая может внести существенные коррективы в данный прогноз.

Что касается более прогнозируемых факторов влияния, то специалисты UNCTAD отмечают следующие:

- проблемы окружающей среды и экономия топлива;

- торговая война между США и Китаем;

- геополитика, в частности, вопрос контроля над Ормузским проливом;

- изменения в моделях глобализации.

Читайте также Начинает лихорадить: Как китайский коронавирус влияет на рынок грузовых перевозок в мире

01  

Грузы

В 2018 году основными видами транспортируемых сухих грузов были железная руда, зерно и уголь. В сумме на них пришлось больше 40% всего объема сухих грузов. 25,8% составили сталь, дерево, цемент, сахар, 24% - товары, перевозимые в контейнерах.

29% мировой морской торговли пришлось на перевозки в танкерах (нефте-, газо- и химовозы).

Объемы перевезенного угля в 2018 году составили 1236 млн т, зерна - 471 млн т, стали - 390 млн т, древесины - 378 млн т. К примеру, перевозки угля в 2018-м выросли на 5,1%, однако их рост сдерживался растущими экологическими стандартами некоторых стран-импортеров. Так, в ЕС импорт угля сократился на 5,8%. Однако снижение на европейском рынке компенсировалось ростом импорта угля в Китай. В 2018 году 19% мирового импорта этого ископаемого пришлось именно на Поднебесную. Лидирующими экспортерами угля стали Австралия и Индонезия.

Что касается экспорта зерновых, то среди важных изменений, произошедших на этом рынке - 10% рост поставок из Бразилии и 1,4% сокращение - из США. Свое слово в поставке зерна сказала и Украина: в рейтинге крупнейших экспортеров наше государство оказалось на 4-м месте.

Среди основных тенденций последних десятилетий аналитики отмечают то, что перевозка основных навалочных грузов продолжает вытеснять танкерные перевозки в процентном соотношении.

Однако быстрее всего растут перевозки контейнерных грузов: с 1980 года по 2018 год их доля увеличилась на 8%. В позапрошлом году общий объем контейнерной торговли, как указано в отчете, составил 152 млн TEU.

02  

Регионы

В региональном разрезе контейнерная торговля все больше диверсифицируется. То есть, несмотря на то что основными для контейнерных линий остаются маршруты Азия-Европа, Транстихоокеанские и Трансатлантические маршруты, на них приходится лишь 40% мирового объема, остальное - вторичные маршруты, которые включают развивающиеся страны. Также интересно, что к весне 2019 года контейнерные поставки из Китая в США за год сократились на 6%, в то время как из других стран ЮВА - продолжили расти.

В целом лидером по объему как экспортируемых, так и импортируемых товаров прогнозируемо остается Азия. В 2018 году 41% мировых товаров были произведены и отгружены на экспорт в странах Азии. При этом 61% мировых товаров были импортированы также в страны этого региона.

Африка продолжает сокращать свое присутствие на мировом рынке - поставки сырья хоть и растут в количественных показателях, однако продуктов с высокой добавленной стоимостью больше не становится. Также заметно некоторое снижение активности в Латинской Америке. И если указанные регионы преимущественно поставляют именно сырье, то Азия, в противовес им, экспортирует в основном продукты производства и комплектующие.

Экспорт нефтепродуктов танкерами в последние годы несколько сместился со стран Западной Азии к странам Атлантики, таким как Ангола, Бразилия, Канада, Нигерия и США.

Отдельной строкой стоит вынести тенденции, наблюдающиеся в Китае. Из любопытных можно выделить следующее. В позапрошлом году на Китай пришлось 43,5 % мирового импорта навалочных грузов, 71% импорта железной руды. Ввиду ограничений, действующих в Бразилии и Австралии (которые поставляют порядка 83% мирового объема стали) Поднебесная в последние годы испытывает нехватку стали, поэтому там растет спрос на лом.

Диверсификация

Еще одним феноменом, меняющим конъюнктуру рынка мировых грузоперевозок, является то, что большие судоходные компании вроде MAERSK и COSCO Shipping намерены расширять свое присутствие не только на море, но и на суше. Например, MAERSK, у которого 80% перевозок приходится на контейнеры, намерены достичь показателя 50/50 по морским и сухопутным сервисам.

Читайте также Егор Гребенников: "Сделка ТИС и DP World – не о деньгах, а о синергии"

Флот

В начале 2019 года, по данным UNCTAD, мировой грузовой флот состоял из 95,4 тыс. судов общим дедвейтом 1,97 млрд т. Наибольшее количество из них составили сухогрузы (42,6%) и нефтяные танкеры (28,7%). Средний возраст флота был на уровне 21 года. При этом 71% сухогрузов, 56% контейнеровозов и 54% нефтяных танкеров были представлены судами моложе 10 лет.

В ТОП стран-владелиц флота по состоянию на начало 2019 года вошли Греция (17,79%), Япония (11,47%), Китай (10,51%), Сингапур (6,19%) и Гонконг (5%). Этим пяти государствам принадлежит почти половина мирового флота.

При этом государствами-лидерами по стоимости флота являются Греция, Япония, США, Китай и Норвегия. Суда, принадлежащие собственникам из этих стран, вместе составляют 45% стоимости всех судов в мире.

70% флота в мире зарегистрировано под иностранными флагами. Странами, чей флот чаще всего зарегистрирован под флагами других государств, являются Иран (98%), Индонезия (93%), Вьетнам (81%), Таиланд (73%), Гонконг, Саудовская Аравия, Малайзия (по 72%). Чаще всего это флаги таких стран как Панама, Маршалловы Острова, Багамы, Либерия, Гонконг, Мальта, Сингапур, Китай, Греция, Италия.

03  

Судостроение

В 2018 году Китай, Южная Корея и Япония сохраняли лидерство в мировом судостроении, вместе представляя 90% отрасли. При этом на Китай пришлось 60% всех сухогрузов, построенных в мире, 47% генеральных грузовых судов, 49% контейнеровозов, 45% так называемых offshore vessels - судов, использующихся для эксплуатационных целей, таких как разведка нефти и строительные работы в открытом море, обслуживание буровых платформ и т. д.

Судостроители Южной Кореи выпустили 64% газовозов мира, 42% нефтяных танкеров. На верфях Японии собрали 45% химовозов.

В целом в судостроении самым значимым сегментом стали LNG-танкеры. На 1 января 2019 года их рост по сравнению с предыдущим годом составил 7,25% (в тоннаже). Причиной стало расширение использования сжиженного газа, и эта тенденция продолжится в будущем ввиду повышения экологических стандартов в мире.

Рост строительства контейнерного флота составил 5%. Стабильный рост также демонстрируют химовозы (+4,14%), и сухогрузы (+2,86%), в то время как доля нефтеналивных танкеров в судостроении снижает темпы роста (+0,98%).

На будущее UNCTAD прогнозирует, что в ближайшие годы контейнерный флот будет продолжать расти в мощностях: на верфях будет собираться все больше контейнеровозов тоннажем больше 15 тыс. TEU.

Читайте также Эра гигантов: Когда судоходные компании обзаведутся контейнеровозами на 50000 TEU

Крупнейшие контейнерные перевозчики и портовые операторы

Самыми крупными контейнерными перевозчиками мира с точки зрения емкостей флота являются Maersk, MSC, COSCO, CMA CGM, Hapag-Lloyd, ONE, Evergreen, Yang Ming, Pacific International Lines, Hyundai.

В ТОП-10 мировых контейнерных операторов, согласно исследованию, позиции были распределены следующим образом: COSCO, Hutchison Ports, PSA International, APM Terminals, DP World, Terminal Investment Limited, China Merchants Ports, CMA CGM, Eurogate, SSA Marine.

Читайте также Слияния и поглощения в портах Европы: Инициативы снизу и решения сверху

Перевод ЦТС