Объявленный еще в декабре прошлого года пилотный проект по допуску частных локомотивов на сеть "Укрзализныци" пока не перешел на стадию практической реализации. Тем временем его потенциальные участники высказывают опасения относительно того, какие предложения частников могут быть не учтены "Укрзализныцей".

Позиции бизнеса и УЗ сопоставил в колонке на портале ЦТС Иван Остапченко, генеральный директор "Локо-Инвест" - дочерней компании "Лемтранса".

"Свои основные позиции бизнес озвучивал на первых заседаниях в МИУ - едем на тех участках, где есть грузы бизнеса, и эксперимент должен быть в "ноль", т.е. не дороже, чем перевозка стоит сейчас на этих же маршрутах. Независимо от применения частных локомотивов на части маршрута или при перевозке "point-to-point, - пишет Остапченко. - С другой стороны, имеем заявления представителей УЗ: известный список никому не интересных участков; допуск к участию на первом этапе только тепловозов. В последних версиях проекта Порядка допуска локомотивов в рамках эксперимента есть неброская позиция о тарификации в рамках действующего Тарифного руководства".

Сопоставляя позиции сторон, руководитель "Локо Инвеста" констатирует следующую ситуацию:
"1. Применение электровозов исключается. Как для перевозки "point-to-point", так и на части маршрута. Из текста Постановления КМУ не следует 2-х стадийность запуска локомотивов…

2. Применение тепловозов возможно.

3. Перевозка осуществляется в рамках Тарифного руководства, а значит по 29 тарифной схеме для "point-to-point" или на части маршрута по "ломанному тарифу". Это не всегда возможно технологически, практически не реально процедурно (переход ответственности между перевозчиками, тарифные станции), экономически не целесообразно для грузоотправителя (существенно удорожает перевозку не только в связи с применением своей тяги, но и по тарифу).

4. Первоначальный список участков УЗ - эту позицию, надеюсь, закрыли сохранением заявительского принципа при подаче заявок.

5. Одной из причин отказа в принятии маршрута в эксперимент может стать наличие на нем скоростного пассажирского движения.

6. Участие в экспериментальном проекте точно будет дороже текущих платежей - разговора о скидках все боятся, как огня, мотивируя рисками потенциальной коррупционной составляющей самого факта предоставления скидок".

В итоге, по мнению Остапченко, есть вероятность, что в пилотном проекте не будет вывозной работы. "Point-to-point", возможно, поедут лишь несколько крупных компаний со своими грузами. Хорошая и своевременная инициатива регулятора при поддержке КМУ на данном этапе заведена в тупик представителями УЗ", - добавляет он.

По словам гендиректора "Локо-Инвеста", бизнес не ставит целью заработать на эксперименте и готов конструктивно поддержать инициативу по созданию открытого конкурентного рынка ж/д перевозок реальными инвестициями. "Мы нацелены на результат и эффективность. Ведь добавленная стоимость создается бизнесом не на перевозке, а на произведенном им товаре в вагоне", - резюмировал он.

Напомним, что постановление "О реализации пилотного проекта о допуске частных локомотивов к работе на отдельных маршрутах на ж/д путях общего пользования" Кабмин принял 4 декабря 2019 года. В апреле министр инфраструктуры Украины Владислав Криклий сообщил, что МИУ  рассчитывает до 10 мая определить участников пилотного проекта.