Руководители предприятий горно-металлургического комплекса Украины обратились к премьер-министру Арсению Яценюку с просьбой ввести мораторий на повышение железнодорожных грузовых тарифов до момента стабилизации ситуации на внешних рынках металла и железорудного сырья. Соответствующий документ был направлен главе правительства, передает РБК-Украина.

В обращении говорится, что ухудшение конъюнктуры на мировых рынках стали и ЖРС, отсутствие иностранного финансирования и логистические проблемы, которые вызваны конфликтом на востоке Украины, значительно ухудшили конкурентоспособность украинских металлургов на традиционных рынках сбыта. Это, согласно документу, в дальнейшем может привести к потере этих рынков. Также отмечается, что производство стали в Украине в 2015 году составило только 70% от уровня 2013 года.

"На сегодняшний день затраты на железнодорожные перевозки уже составляют почти 10% от себестоимости чугуна, и является одной из ключевых статей расходов наряду с коксующимся углем и природным газом. Уровень ж/д тарифов напрямую влияет на конкурентоспособность отечественных металлургов", - отмечается в обращении металлургов.

Отмечается, что можно пойти путем поддержки предприятий в снижении себестоимости продукции, в том числе уменьшив логистические затраты, или же придется сокращать объемы производства, что отразится на смежных отраслях экономики.

В обращении говорится, что украинские производители уже значительно проигрывают ключевым мировым игрокам на рынке морских поставок железной руды, главным образом, в логистических затратах.

"Так, сквозные логистические затраты австралийских производителей при поставках к китайскому порту Qingdao на сегодняшний день составляют около $9/т, бразильских - около $12/т. В то же время сквозные затраты производителей Украины составляют около $22/т, причем большая часть расходов не является рыночно регулируемой и не может быть снижена вследствие удешевления стоимости энергоресурсов или в результате конкурентных переговоров (стоимость доставки железной дорогой до глубоководного порта Украины составляет почти $5/т, перегрузка - около $5,5/т, суммарные портовые сборы для судна в/п 175 тыс. т в порту Южный - около $3/т (для сравнения, в Бразилии - около $0,5/т), затраты на прохождение турецких каналов и Суэцкого канала - около $2,8/т, портовые сборы в Китае - порядка $0,9/т. Таким образом в этих условиях неснижаемый уровень затрат на логистику составляет $17,2/т, лишь около 20% затрат зависят от рыночной конъюнктуры", - сказано в обращении.

В документе также говорится о том, что, по мнению руководителей предприятий ГМК, в текущих условиях уровень железнодорожных грузовых тарифов в Украине является достаточным для обеспечения безубыточного функционирования железной дороги.