Публичные закупки ПАО "Укрзализныця" в первой половине 2017 года оказались довольно противоречивыми. Во-первых, центр внимания вновь вернулся к нефтетрейдерам. И дело не только в том, что 4 из 10 участников рейтинга – поставщики топлива. Вопрос заключается в их поведении. Похоже, трейдеры поняли, что можно предлагать низкую цену, а затем ее повышать либо не снижать, мотивируя целым набором причин. Знаковым является пример компании "Трейд Коммодити", с которой "Укрзализныця" спорит по поводу снижения цены на поставляемое топливо.

Несмотря на это, "Укрзализныця" стремится улучшить закупки топлива. З апреля закупочный филиал УЗ объявил тендер на приобретение 90 тыс. тонн дизтоплива. Это впервые, когда железная дорога намерена за один раз закупить такую крупную партию топлива. К тому же, цена будет формироваться с применением котировок Platt's. Торги по этому тендеру состоятся 5 сентября.

Во-вторых, можно наблюдать активизацию посредников. В этом случае показательна компания "СОТА Украина", созданная в мае этого года и успевшая за 2 месяца заработать около 150 млн грн. И в-третьих, одним из трендов первого полугодия стал срыв тендеров на закупку грузовых вагонов. Вначале производители возмущались заниженной ценой, а затем компании-посредники начали писать жалобы в Антимонопольный комитет Украины. Если бы тендеры не были сорваны, данный рейтинг мог бы выглядеть совсем иначе.

Читайте также Дизель & вагоны: Крупнейшие поставщики "Укрзализныци" четвертого квартала 2016 года 

"Трейд Коммодити" – 2779,7 млн грн

Еще два года назад о компании "Трейд Коммодити" из Каменского мало кто знал. Сейчас она в очередной раз возглавила рейтинг крупнейших поставщиков "Укрзализныци". Место лидера нефтетрейдер обеспечил себе благодаря победе в трех тендерах на поставку 125 тыс. тонн дизтоплива (50+50+25 тыс. тонн). Торги состоялись в начале февраля, а договор был подписан в конце того же месяца. Во всех трех тендерах компания избрала проверенный сценарий поведения: вначале предложить низкую цену, а затем удерживать ее. Во время торгов это дает преимущество, ведь участник, предложивший самую низкую цену, ходит первым. На этом тендерные приключения "Трейд Коммодити" не закончились. В марте и июне "Укрзализныця" обращалась к трейдеру с просьбой снизить цену поставку топлива в связи со снижением его рыночной стоимости, но компания отказалась. В июле начались поставки по одному из контрактов. По данным издания OilNews, если поставки будут выполнены по завышенным ценам, то "Укрзализныця" переплатит 58 млн грн.

"Вог Аэро Джет" – 1379,4 млрн грн

Последний раз компания "Вог Аэро Джет" (WOG) попадала в тройку лидеров в первом квартале 2016 года. В первой половине текущего года она вернула утраченные позиции. В начале января нефтетрейдер заключил несколько договоров на поставку 65 тыс. тонн (10+10+25+20 тыс. тонн) дизтоплива. Но уже к концу месяца разразился скандал, поскольку компания потребовала повышения стоимости поставки. Свое решение "Вог Аэро Джет" аргументировала повышением ставки акциза, но эксперты считают подобное требование безосновательным. В итоге, "Укрзализныця" и нефтетрейдер достигли компромисса, договорившись о сокращении объема поставки на 10%.

Еще 154,5 млн грн "Вог Аэро Джет" заработал на поставке около 5,3 тыс. тонн масел. В процессе торгов компания обошла двух других поставщиков – "Август Пром" и "Мироил". Во время аукциона "Вог Аэро Джет" снизил цену своего предложения на 785 тыс. грн. Поставка масел будет выполнена до конца 2017 года.

Читайте также Несокрушимый WOG и общество слепых: крупнейшие закупки УЗ первого квартала 2016 года 

Крюковский вагоностроительный завод – 915,4 млн грн

Несмотря на срыв тендеров по поставке полувагонов, Крюковский вагоностроительный завод (КВСЗ) смог заработать приличную сумму на пассажирских вагонах. В апреле компания выиграла тендер на поставку 38 купейных вагонов. Сумма заключенной сделки составляет 875,5 млн грн. Во время торгов КВСЗ обошел Харьковский вагоностроительный завод, предложив цену на 240 тыс. грн ниже, чем у конкурента. Еще несколько десятков миллионов КВСЗ заработал на поставках запчастей для вагонов региональным филиалам "Укрзализныци", а также на техобслуживании поездов "Тарпан".

"Интерпайп-Украина" – 697,6 млн грн

"Интерпайп-Украина" заработала в первом полугодии на тендерах УЗ около 700 млн грн. Металлургическая компания в феврале и апреле выиграла несколько тендеров на поставку ж/д колес. Заказчиками были два филиала УЗ – Дарницкий вагоноремонтный завод и Центр обеспечения производства. Также в июне компания выиграла тендер на поставку черновых бандажей на сумму 60 млн грн.

Отметим, что между железной дорогой и металлургической компанией из Днипра есть другая связь. Благодаря "Интерпайп-Украина" УЗ заработала более 113 млн грн. Металлургическая компания выиграла один из аукционов по продаже металлолома, купив у железной дороги 22,5 тыс. тонн стального лома.

Читайте также Вторая жизнь: Как "Интерпайп" из металлолома делает железнодорожные колеса 

"Днепровагонремстрой" – 428,2 млн грн

ПАО "Днепровагонремстрой" является давним партнером "Укрзализныци" по ремонту пассажирских вагонов. В первой половине этого года компания выиграла тендер по ремонту 42 пассажирских вагонов для Львовской и Донецкой железной дороги. Общая сумма сделки составила 428,2 млн грн. Другими словами, ремонт одного вагона обойдется УЗ в 10,2 млн грн. Единственным конкурентом "Днепровагоремстроя" во время торгов был Харьковский вагоностроительный завод. В процессе аукциона оба участника не снижали стоимость предложения. "Днепровагонремстрой" победил, изначально предложив более низкую цену. Эта компания принадлежит донецкому бизнесмену Леониду Юрушеву, а в состав ее набсовета входят его жена и две дочки.

"Август Пром" – 242,3 млн грн

Еще одна компания из Каменского стала участником рейтинга – "Август Пром". Нефтетрейдер заработал 242,3 млн грн благодаря победе в четырех тендерах на поставку масел. Сейчас компания судится с "Укрзализныцей" по поводу выполнения одного из договоров: трейдер намерен поднять стоимость поставляемого масла.

По данным издания "Наші гроші", "Август Пром" связан с "Трейд Коммодити". Оба предприятия зарегистрированы в одном помещении, пользуются гарантиями одного банка. Покровителем обеих предприятий издание называет Андрея Адамовского, который является бизнес-партнером нардепа от БПП Александра Грановского.

Кременчугский сталелитейный завод – 203,7 млн грн

Кременчугский сталелитейный завод (КСЗ) заработал на тендерах трех вагоностроительных заводов "Укрзализныци" более 203,7 млн грн. Компания поставит Дарницкому, Стрыйскому и Панютинскому заводам боковые рамы и надрессорные балки, которые используются в строительстве вагонов. В тендерах "Укрзализныци" КСЗ соревновался со своими давними соперниками – "Азовмаш", "Машбудинвест" и "Менорита". Последние две занимаются посреднической торговлей. Напомним, что КСЗ принадлежит кипрским компаниям "Деисал лимитед", "Сертако Лимитед" и "Дифано Инвестментс Лтд". Последней, по данным СМИ, владеет бизнесмен Игорь Коломойский.

Украинская транспортная машиностроительная компания (УТМК) – 217,6 млн грн

УТМК вновь вошла в Топ-10 крупнейших поставщиков "Укрзализныци", заработав на ее тендерах 217,6 млн грн. И в этот раз ключевую роль сыграли заказы вагоностроительных заводов УЗ – преимущественно Дарницкого и Панютинского. УТМК поставит металлургическую продукцию, которая используется в строительстве и ремонте вагонов: прокат толстолистовой, профили вагонной стойки, швеллеры и прочее.

Компания УТМК была основана в июле 2014 года. Ее владельцем является британская компания "РИВЕРБЕРГ ВЕНЧЕРЗ", а конечным бенефициаром – гражданин Латвии Павел Губскис, который является собственником еще ряда фирм в Украине и Чехии. По данным издания "Наші гроші", "РИВЕРБЕРГ ВЕНЧЕРЗ" через долгую цепочку оффшорных компаний связана с окружением Виктора Януковича.

"ОККО Бизнес-Контракт" – 197,8 млн грн

После перерыва в четвертом квартале 2016 года компания "ОККО-Бизнес Контракт" вновь вернулась в рейтинг крупнейших поставщиков "Укрзализныци". В феврале нефтетрейдер победил в тендере на поставку 10 тыс. тонн дизтоплива. Сумма сделки составила 197,8 млн грн. Во время торгов компания обошла двух других участников – "Торговый дом "Сокар Украина" и ООО "Западная нефтегазовая компания". Сами торги проходили вяло, никто из участников не скинул ни одной гривны. "ОККО-Бизнес Контракт" победил благодаря изначальному предложению, которые было на 20 тыс. грн ниже, чем у конкурентов. Как и другие нефтетрейдеры, "ОККО-Бизнес Контракт" намеревался повысить стоимость поставляемого топлива. Напомним, что компания "ОККО-Бизнес Контракт" входит в концерн "Галнафтогаз", который принадлежит бизнесмену Виталию Антонову и владеет в Украине сетью заправок ОККО.

"СОТА Украина" – 146,3 млн грн

Киевская компания "СОТА Украина" является настоящим новичком рейтинга. Во-первых, она впервые попала в этот список, а во-вторых, само предприятие возникло совсем недавно, в мае 2017 года. В результате, всего за два месяца компания заработала 146,3 млн грн на тендерах трех вагоностроительных заводов УЗ (ДВРЗ, СВРЗ и ПВРЗ). В основном, "СОТА Украина" будет поставлять металлургическую продукцию: швеллера, уголки, прокат толстолистовой, гнутые профили и т.д.

Отметим, что конечным бенефициаром ООО "СОТА Украина" является Татьяна Росанина, проживающая в городе Марупе, Латвия. Директором предприятия является Анна Авраменко, которая также значится руководителем компании "Укртрансинвест". Последняя активно участвует в тендерах "Укрзализныци".

Читайте также Дизель & вагоны: Крупнейшие поставщики "Укрзализныци" четвертого квартала 2016 года