В последнем квартале 2016 года основным трендом закупок стало вагоностроение. Благодаря чему в рейтинг попали сразу три вагоностроительных завода и производитель колесной продукции. А некоторые посреднические или трейдерские фирмы, которые оказались в списке, также поставляли детали или запчасти для вагонов. Несмотря на это, закупки топлива все еще сохранили свои лидерские позиции. Возглавил рейтинг нефтетрейдер "Трейд Коммодити", а не "Окко" или "Вог", как это было прежде. Хотя настоящий сюрприз ожидается уже в этом году, когда УЗ проведет тендер на закупку 100 тыс. тонн топлива с использованием формульного расчета цены.
"Трейд Коммодити" – 721,3 млн грн
Неожиданностью последнего квартала 2016 года стал крупнейший поставщик "Укрзализныци". Им стал нефтетрейдер из Каменского – "Трейд Коммодити", впервые отхвативший такой куш. Ранее компания стала известна благодаря тому, что активно блокировала участие в топливных тендерах "ТД Сокар Украина", украинского торгового представительства азербайджанской нефтяной группы SOCAR. В ноябре компания "Трейд Коммодити" победила в двух тендерах на поставку 40 тыс. тонн дизтоплива. Общая сумма двух сделок составила 721,3 млн грн. Согласно подписанным договорам, нефтетрейдер будет поставлять "Укрзализныце" топливо из четырех стран: Беларуси (Мозырский НПЗ, "Нафтан"), РФ (Куйбышевский НПЗ, Новокуйбышевский НПЗ, Сызранский НПЗ), Греции (Hellenic Petroleum, Motor Oil) и Литвы (ORLEN Lietuva).
Отметим, что на указанных двух тендерах УЗ сэкономила 99,5 млн грн. При этом в обоих тендерах "Трейд Коммодити" вырвал победу благодаря 1 грн. В одном тендере "Вог Аэро Джет" предложил цену 357927600 грн, а "Трейд Коммодити" – 357927599 грн. В другом тендере "Трейд Коммодити" соревновался с "ОККО-Бизнес Контракт" – 363 399 000 грн против 363 400 000 грн. В обоих тендерах принимала участие и компания "ТД Сокар Украина". В одном из тендеров поучаствовала также компания "Элемент Нафта", которая в 2015 году была замечена в блокировании ряда топливных тендеров УЗ. В целом, в одном тендере было четыре участника, а во втором – пять.
Читайте также Конец нефтяной гегемонии и запчасти из Польши: крупнейшие поставщики УЗ второго квартала 2016 года
Крюковский вагоностроительный завод – 356 млн грн
В четвертом квартале КВСЗ удалось заработать приличную сумму благодаря двум контрактам на поставку 350 полувагонов. Сумма первого контракта составила 195,47 млн грн, второго – 146,6 млн грн. В первом тендере на поставку 200 вагонов КВСЗ соревновался с "Днепровагонмашем". Обе компании предложили одинаковую цену. Во время торгов оба участника немного скинули, но предложение КВСЗ оказалось более приемлемым по цене. Сам аукцион шел достаточно вяло. Складывается впечатление, что компании сговорились, особенно если учесть, что "Днепровагонмаш" победил в другом тендере на поставку 150 полувагонов. Во втором тендере КВСЗ боролся с киевской фирмой "Машбудинвест", учредителем которой выступает кипрская компания "Форвинком Лимитед". "Машбудинвест" предлагал УЗ вагоны производства Попаснянского ВРЗ. Еще около 14 млн грн КВСЗ заработал на поставках деталей к вагонам трем региональным филиалам и на услугах по ремонту для УЖСК.
"Днепровагонмаш" – 294,25 млн грн
Вагоностроительная компания "Днепровагонмаш" (Каменское) также сорвала куш на двух тендерах: на поставку 150 полувагонов за 146,6 млн грн и 100 полувагонов за 97,7 млн грн. В первом аукционе ДВМ боролся с КВСЗ. Аукцион также шел вяло. Компании стартовали с одинаковой цены, затем ДВМ немного сбросил и победил.
Еще 36,53 млн грн компания "Днепровагонмаш" обеспечила себе благодаря торгам на поставку 53 фитинговых платформ (модель 13-4085-01) для филиала "ЦТС Лиски". Участие в тендере также принимала фирма "Машбудинвест", упоминавшаяся ранее. На этот раз киевский посредник предлагал УЗ фитинговые платформы производства "Днепровагонмаш" (!). При этом оба участника перед началом торгов предлагали одинаковую стоимость за вагоны. "Днепровагонмаш" в ходе аукциона скинул почти 37 тыс. грн и победил.
Остальные 13,42 млн грн "Днепровагонмаш" заработал на поставках крышек люков для полувагонов. Заказчиками были три региональных филиала УЗ: Приднепровская, Юго-Западная и Львовская железные дороги.
Украинская транспортная машиностроительная компания (УТМК) – 148,41 млн грн
В октябре – декабре компании УТМК удалось победить в торгах по нескольким тендерам, которые проводились шестью филиалами УЗ. Ключевую роль сыграли заказы трех вагоноремонтных заводов – Панютинского, Дарницкого и Стрыйского. В основном, компания поставит филиалам УЗ продукцию металлургии (толстолистовую сталь, уголки и пр.) или запчасти к вагонам (корпуса буксы, вагонные оси).
Отметим, что часть продукции УТМК поставит из зоны АТО. К примеру, буксы для Панютинского ВРЗ, согласно договору, были произведены компанией "Лугцентрокуз им. С.С. Монятовского", расположенной в Луганске. С 2014 года предприятие было незаконно, при помощи боевиков, захвачено его директором Андреем Сидорчуком, который, по информации ряда СМИ, пытается вывезти завод в Россию. Законные собственники "Лугцентрокуза" не имеют возможности влиять на дальнейшую судьбу предприятия.
Компания УТМКУ была основана в июле 2014 года. Ее владельцем является британская компания "РИВЕРБЕРГ ВЕНЧЕРЗ", а конечным бенефициаром – гражданин Латвии Павел Губскис, который является собственником еще ряда фирм в Украине и Чехии. По данным издания "Наші гроші", "РИВЕРБЕРГ ВЕНЧЕРЗ" через долгую цепочку оффшорных компаний связана с окружением экс-президента Украины Виктора Януковича.
"Интерпайп-Украина" – 60,79 млн грн
Металлургический концерн "Интерпайп" не впервые попадает в список ключевых поставщиков "Укрзализныци". На этот раз компания победила в нескольких тендерах на поставку для подвижного состава (вагонов, локомотивов, пригородных поездов). Ключевую роль сыграли торги на 3340 бандажей на сумму 42 млн грн. Отметим, что в торгах компания "Интерпайп" соревновалась с польской металлургической компанией Huta Bankowa. Днипровский завод победил благодаря низкой цене - решающим стал 1 млн грн: 42 против 43 млн грн. Huta Bankowa впервые принимала участие в тендерах "Укрзализныци".
Читайте также Вторая жизнь: Как "Интерпайп" из металлолома делает железнодорожные колеса
Попаснянский вагоноремонтный завод – 48,84 млн грн
ПВРЗ впервые оказался в рейтинге поставщиков УЗ. Это случилось благодаря победе в тендере на поставку 50 полувагонов. Кроме ПВРЗ, участие в торгах принимало еще две компании – "Днепровагонмаш" и "Техинвестпостач". Последняя предлагала УЗ вагоны производства того же ПВРЗ, поэтому во время торгов компания не снижала стоимости. Основная конкуренция велась между ПВРЗ и ДВМ. В итоге, ПВРЗ предложил самую низкую цену. По данным системы ProZorro, ПВРЗ ранее не участвовал в торгах УЗ. Предприятие работает в городе Попасна, Луганская область. Основным собственником ПВРЗ является ООО "Аврора Лтд", которой владеет компания "Альтана Капитал".
"УПЭК Трейдинг" – 36,79 млн грн
Харьковская компания "УПЭК Трейдинг", входящая в промышленную группу "УПЭК", победила в семи торгах УЗ на поставку подшипников. Общая сумма семи договоров составляет 36,69 млн грн. "УПЭК Трейдинг" поставит подшипники производства Харьковского подшипникового завода (входит в группу "УПЭК") трем филиалам "Укрзализныци": Центру обеспечения производства (ЦОП), Панютинскому и Дарницкому ВРЗ. В двух тендерах, проводимых ЦОП, основная конкуренция проходила между харьковской компанией и запорожской фирмой "ЕПК Украина", входящей в российскую промышленную группу ЕПК. "ЕПК Украина" предлагала подшипники казахской компании АО "ЕПК Степногорск" (также входит в группу ЕПК), но немного проиграла в цене.
При этом в пяти тендерах ПВРЗ и ДВРЗ наблюдалась очень интересная картина, указывающая на неконкурентную борьбу. Участников было только двое. Кроме "УПЭК Трейдинг" в торгах принимала участие харьковская фирма "Автотрансагентство", которая зарегистрирована по тому же адресу, что и Харьковский подшипниковый завод группы "УПЭК". Также контактная электронная почта зарегистрирована на доменном имени @upek.com.ua, а почта "УПЭК" – на имени @upec.ua. К тому же, "Автотрансагентство" предлагало ПВРЗ и ДВРЗ подшипники производства того же самого Харьковского подшипникового завода
"Украинская машиностроительная техника" – 34,8 млн грн
Сумская фирма "Украинская машиностроительная техника" (УМТ) является новичком в закупках УЗ. Предприятие было создано в августе 2016 года. Уже в сентябре УМТ победила в трех торгах, заключив контракты на поставку запчастей для вагонов на Стрыйский ВРЗ. Общая сумма сделок достигла 10,3 млн грн. В четвертом квартале успехи фирмы приумножились. В октябре-ноябре УМТ выиграла в 14 торгах, заработав 34,8 млн грн. Согласно подписанным договорам, компания поставит трем филиалам УЗ (ПВРЗ, ДВРЗ, "ЦТС Лиски") разного рода запчасти и детали к вагонам. Их изготовителями являются Роменский завод "Тракторзапчасть", Нововолынский литейный завод, Запорожский сталелитейный завод, Крюковский вагоностроительный завод, "Укртранспневматика" и многие другие.
"ИВИСА ГРУП" – 25,75 млн грн
Киевская компания "ИВИСА ГРУП" благодаря Юго-Западной и Южной железной дороге заработала около 26 млн грн. Более 11 млн грн фирма получила на проект ремонта электрической подстанции на станции Тетерев. Остальную часть "ИВИСА ГРУП" заработала на реконструкции подстанций или оборудования на них на ряде ж/д станций Юго-Западной железной дороги (Кагарлык, Козятин-2, Триполье и др.).
Компания "ИВИСА ГРУП" была основана в сентябре 2015 года. Фирма специализируется на электромонтажных работах. В тендерах "Укрзализныци" она участвует с ноября 2015 года, но только в августе 2016 года начала побеждать. С тех пор компания заработала около 41 млн грн.
"Бизнес Лайн Груп" – 26,56 млн грн
Компания "Бизнес Лайн Груп" вновь попала в первую десятку поставщиков УЗ. В этот раз фирма заключила договоры со всеми региональными филиалами и Центром обеспечения производства "Укрзализныци" на поставку широкого ассортимента продукции – от мыла до трансформаторных подстанций. Отметим, что компания "Бизнес Лайн Груп" была создана в июне 2015 года. В торгах УЗ фирма участвует с лета 2015 года.
Читайте также Прощай, бумага: Крупнейшие поставщики "Укрзализныци" третьего квартала 2016 года