Впервые за многие годы "Укрзализныця" серьезно озаботилась закупкой нового подвижного состава, особенно вагонов. Ведь именно их дефицит стал одной из причин масштабного кризиса грузоперевозок, усилившегося осенью текущего года. В надежде хоть как-то улучшить ситуацию национальная ж/д компания разыграла тендер на поставку 350 новых полувагонов. А в следующем году УЗ планирует закупить 6,6 тысяч новых полувагонов. Увеличение объемов заказов со стороны "Укрзализныци" может оживить украинское вагоностроение и металлургию.
С другой стороны, УЗ может стать фактором развития отечественного рынка металлолома. Уже известно, что национальный ж/д оператор намерен продать 130 тыс. тонн лома. Этот материал может пойти, в том числе, на производство запчастей к ж/д транспорту. К примеру, производить подобную продукцию может компания "Интерпайп", специализирующаяся на изготовлении труб и ж/д колес из металлолома.
В 2012 году компания открыла в Днипре современный металлургический завод – "Интерпайп сталь". Это грандиозный проект с большими инвестициями (750 млн долларов). В связи с падением объемов продаж труб за рубежом, сейчас компания вынуждена делать ставку на ж/д колеса. И здесь намерения также не ограничиваются одними заявлениями. С 2014 года компания инвестировала свыше 16 млн долларов в производство колес, осей и колесных пар. Мы вместе с большой делегацией (журналисты, министр инфраструктуры Владимир Омелян и член правления УЗ Иренеуш Василевски) побывали на заводе "Интерпайп НТЗ" в Днипре и воочию увидели, как устроено производство ж/д колес на предприятии.
Производственная цепочка
"Мы являемся интегрированной компанией. Свой производственный процесс мы начинаем с заготовки лома", – поясняет нам Андрей Кишинский, заместитель начальника цеха по технологии "Интерпайп НТЗ". С 2008 года в структуру группы "Интерпайп" входит компания "Втормет". Именно на нее и возложена эта функция. Компания имеет 7 региональных представительств, которые закупают лом у мелких трейдеров, а затем поставляют его на площадку в Днипре. Место сбора лома находится в 4 км от завода "Интерпайп сталь". Для подвоза лома от "Втормета" до сталеплавильного завода построили отдельную ж/д ветку, соединившую две компании группы.
Сам лом прибывает на завод в подготовленном виде. Перед переплавкой его сортируют, режут, в соответствии с необходимыми требованиями. Во время плавки добавляются разные добавки, в зависимости от нужного качества продукции.
Примечательно, что новый завод потребляет электроэнергию, а не газ, как традиционные заводы. Электросталеплавильный комплекс включает четыре машины: дуговую сталеплавильную печь, установку печь-ковш, установку вакуумирования стали и две машины непрерывного литья заготовки (МНЛЗ). Именно в этих установках происходит плавка лома и литье стали, которая течет по специальным ручьям и охлаждается.
Затем сталь режется на специальные цилиндрические заготовки. Длина одной заготовки, как правило, составляет 9 м. Впоследствии из нее получается до 24 колес. Длина заготовки может быть меньшей, в зависимости от заказа. "Мы заказываем определенную длину, и нам режут заготовки нужного размера. Главное – чтобы отходов было как можно меньше", – объясняет Андрей Кишинский.
Длина одной заготовки, как правило, составляет 9 м. Впоследствии из нее получается до 24 колес.
Нарезанные из заготовки слитки называют "плюшками", которые нагреваются под прессом и из них формируются ступица, диск, а затем и колесо. После остывания колесо отдают на механическую обработку, затем – на термообработку.
"Через сутки представительное колесо берется для испытаний, в процессе которых его разрушают. Испытания проводятся в нашей лаборатории. После этого колесо отдаем на механическую обработку. Здесь контроль осуществляется неразрушающими способами. Это ультразвуковой, магнито-порошковый контроль, контроль геометрических параметров, замер твердости. Дальше колесо направляется на дополнительные операции, если таковые необходимы (сверловка, более точные замеры, покраска)", – рассказывает Андрей Кишинский.
По его словам, весь процесс производства – от литья заготовки до выпуска колеса – занимает 8 дней и больше. Иногда производство длится и до месяца. Все зависит от параметров и характеристик колеса.
"Если говорить о типах, то можно сказать, что мы освоили около 200 типов колес. Но, если посчитаем каждый чертеж и учтем индивидуальные особенности каждого заказа, то количество будет исчисляться тысячами. Если же говорить упрощенно, то колеса, в зависимости от их использования, бывают грузовые, локомотивные, пассажирские, скоростные. Главные факторы – это скорость и нагрузка при эксплуатации. Поэтому колеса отличаются по весу и размеру. Если мы говорим об отечественном грузовом транспорте, то локомотивное колесо в диаметре имеет 1250 мм, а грузовое – 957 мм", – рассказывает представитель компании.
Новые участки
После недолгой презентации направляемся осматривать новые мощности, на которые компания "Интерпайп" потратила 16,2 млн долларов. Первый проект, стоимость которого составляет 8 млн долларов – полнопрофильная механическая обработка ж/д колес. С его запуском компания "Интерпайп" увеличила мощности обработки колес с 33 до 49 тыс. тонн в год. Примечательно, что новый участок соответствует требованиям Ассоциации Американских железных дорог (AAR).
Мощность участка позволяет выпускать до 60 тыс. колес в год.
Второй участок обошелся группе компаний в 6 млн долларов. Он позволяет выполнять высокоточные операции по обработке ж/д колес (сверловка, расточка, покраска). Данный участок оснащен оборудованием производства Германии, Польши и Украины. Запуск проекта состоялся в августе этого года. Мощность участка позволяет выпускать до 60 тыс. колес в год. Прежде всего, он ориентирован на скоростной транспорт и зарубежных клиентов. Благодаря этому участку "Интерпайп" может производить колеса для скоростных поездов без участия иностранных подрядчиков.
И, наконец, третий участок расширил производственную линию за счет производства осей и колесных пар. Стоимость этого проекта составила 2,2 млн долларов. Мощности нового участка позволяют производить 20 тысяч черновых и чистовых осей, а также собирать до 10 тыс. колесных пар в год.
Экспорт превыше всего
После такой экскурсии возникает вопрос: на кого ориентировано это производство? Украинская компания является третьим в мире производителем ж/д колес. В 2015 году было изготовлено 93 тыс. тонн колесной продукции. Прокатные мощности позволяют производить больше – до 220 тыс. тонн в год. Перечень покупателей ж/д колес "Интерпайп" разнообразен. "У нас есть клиенты со всего мира. Кроме "Укрзализныци", это Deutsche Bahn, OBB, SBB, DSB, RENFE, Bombardier, Hyundai, Siemens, Alstom, Stadler, несколько зарубежных лизинговых компаний, КВСЗ, "Днепровагонмаш" и другие", – перечислил Дмитрий Морозов, директор "Интерпайп" по экономике и финансам.
Если в 2011 году компания производила для украинского рынка 131 тыс. тонн колесной продукции, то в 2015 году этот показатель снизился до 14 тыс. тонн.
Как видим, в перечне клиентов очень много зарубежных потребителей. Но так было не всегда. В этом вопросе компании пришлось пройти сквозь вынужденную эволюцию. Если в 2011 году она производила для украинского рынка 131 тыс. тонн колесной продукции, то в 2015 году этот показатель снизился до 14 тыс. тонн. В процентном соотношении доля отечественного рынка сократилась с 78 до 17%.
Такое падение внутренних продаж в "Интерпайп" объясняют снижением до минимума заказов со стороны "Укрзализныци" и вагоностроительных заводов. "Когда в Украине практически полностью остановилось вагоностроение, мы поменяли нашу стратегию в сторону увеличения экспорта, в первую очередь, в страны дальнего зарубежья (Европу, Северную Америку. Ближний Восток). Дальнейшая наша стратегия – продолжать наращивать долю экспорта", – отметил в своем выступлении Денис Морозов, добавив, что в течение года "Интерпайп" рассчитывает продать до 4 тысяч колесных пар, львиная доля которых пойдет на экспорт.
Ж/д колеса, изготовленные в Днипре, продаются в 40 странах мира. География экспорта выглядит так: СНГ – 39%, Европа – 31%, Ближний Восток – 9%, Северная Америка – 8%. "Интерпайп" пытается учесть специфику каждого рынка. Скажем, на рынке Европы растет спрос на колеса для скоростных пассажирских поездов, а на рынке Северной Америки – повышенный спрос на грузовые колеса с нагрузкой на ось до 32,5 тонн (в Украине – до 23,5 тонн) и пробегом до 1 млн км (в Украине – до 0,5 млн км). "В Северной Америке наблюдается тенденция на увеличение ресурса колеса до 1,5 млн км", – уточнил Александр Гаркавый, коммерческий директор по продажам ж/д колес. В компании отмечают, что такие колеса будут стоить дороже на 20-30%, но срок их эксплуатации значительно возрастет. В "Интерпайп" пока не говорят о каких-либо деталях этого проекта и потенциальных заказчиках, но с большой надеждой смотрят на зарубежные рынки.
Трудности развития
После осмотра всех мощностей Денис Морозов собирает журналистов на небольшую пресс-конференцию. Основным лейтмотивом стали проблемы и трудности, с которыми компания сталкивается в своей деятельности.
Ключевой из них является недозагруженность мощностей. Так, в 2015 году "Интерпайп" выпустила только 600 тыс. тонн продукции (трубы и колеса). По сравнению с показателями 2013 года спад был двойным. Такое снижение было вызвано закрытием для трубной продукции компании российского рынка. Хотя по продажам колес ситуация противоположная. "По колесам ситуация хорошая, особенно на рынке Северной Америки, не только США, но и Мексика и Канада. Там мы планируем наращивать наши объемы поставок. Качество нашей продукции соответствует требованиям этого рынка", – отмечает Денис Морозов.
Есть и другая ключевая проблема для "Интерпайп" – нехватка лома. "У нас есть неизбежная проблема – лома не хватает. Где нам его искать? Чтобы везти из Европы, необходима перевалка с одной колеи на другую. Везти из Турции – это затраты на морские перевозки. Остается Российская Федерация. Там лом в префиците. Оттуда можно везти", – поясняет директор "Интерпайп" по экономике и финансам. К сведению, в этом году компания планирует заготовить 2,9 млн тонн лома, а прогнозы на следующий год пока не озвучиваются.
Правда, не все надежды "Интерпайп" возлагает на заграницу. Помочь в решении двух ключевых проблем компании может и "Укрзализныця" – как ломом, так и заказами. Неспроста на экскурсию на завод приехал член правления ж/д компании Иренеуш Василевски. О планах УЗ по продаже лома мы упоминали в начале, однако металлурги оценивают запасы этого сырья у национальной ж/д компании в 300 тыс. тонн и более. Что касается заказов, то главное, чтобы "Укрзализныця" выполнила озвученные ранее планы. Напомним, что в следующем году ж/д оператор планирует закупить 6,6 тысяч вагонов. Если эту цифру умножить на 8 колес в каждом вагоне, то получится почти 53 тысячи колес. "Это будет рост почти в десять раз", – подытоживает Денис Морозов. И это только закупка новых вагонов. Если же УЗ увеличит объемы модернизации старых вагонов, то заказы возрастут еще больше.
Читайте также Казахский американец: как локомотив General Electric показал себя на Прикарпатье