Под занавес 2021 года, 29 декабря, Кабинет министров утвердил финансовый план "Укрзализныци" на 2022 год, что стало своеобразным подарком для ж/д отрасли, ведь традиционно в последние годы главный финансовый документ УЗ утверждали уже по ходу планового года. В январе "Укрзализныця" опубликовала документ.
Согласно ему, в этом году доходы компании должны составить 101,9 млрд грн, расходы - 100,2 млрд грн, что на 16% и 11% соответственно больше ожидаемых показателей 2021 года. Главным источником дохода остаются грузовые перевозки. Рост предусмотрен на уровне 19% до 82,3 млрд грн - за счет повышения тарифов. Рост доходов от пассажирского направления запланирован на 12% до 8,17 млрд грн за счет увеличения объемов перевозок. Показатель EBITDA "Укрзализныци" в 2022 году ожидается на уровне 20,2 млрд грн, что на 35% выше запланированного в 2021 году. На какие еще цифры рассчитывают в компания в текущем году?
Грузовые и пассажирские перевозки
По итогу 2022 года "Укрзализныця" рассчитывает нарастить объемы перевозок и в грузовом, и в пассажирском направлениях. Так, согласно пояснительной записке к финплану, в 2022 году грузооборот вырастет на 3,7% и составит 188 173 млн тонно-километров. Основные направления, которые должны показать рост, - импорт (+7,8% до 21 985 млн тонно-километров) и внутренние перевозки (+5,3% до 71 371 млн тонно-километров). Рост экспорта, который занимает наибольшую долю в структуре перевозок, запланирован на уровне 2,4% до 82 776 млн тонно-километров. В структуре экспортных перевозок на первом месте перевозки железной руды (43%), объемы которой останутся практически на уровне 2021 года, учитывая возобновление стабильных поставок в КНР австралийской и бразильской руды. На втором - зерновые грузы (23,5%), черные металлы (16,5%) - на третьем месте. Транзитные перевозки уже традиционно уйдут в минус и составят 12 041 млн тонно-километров, что меньше ожидаемого отчета 2021 года на 3,1%.
В связи с ослаблением карантинных мер, ожидается что пассажирские перевозки в 2022 году вырастут на 14,3% и составят 20 638,8 млн пассажиро-километров. В частности, внутренние и региональные перевозки должный увеличиться на 13,8%, пригородные - на 13,0%. Постепенное восстановление пассажирских перевозок прогнозируется также в международном сообщении и запланировано в размере 110,9 млн пассажиро-километров.
Доходы
Общая сумма доходов, которую планирует получить ж/д компания в 2022 году, составляет 101 977,9 млн грн. В частности, доход от перевозки грузов и пассажиров составит 90 488,2 млн грн, доходы от дополнительного производства - 7 602,9 млн грн, доходы от других видов деятельности 3 886,9 млн грн.
Грузовые перевозки, как основа доходной части компании, должны принести "Укрзализныце" 82 318,6 млн грн, что на 10 230,6 млн грн (14,2%) больше плана 2021 год и больше ожидаемого отчета в 2021 году на 12 965,8 млн грн (18,7%). Такие показатели (если будут достигнуты) будут обусловлены вступлением в силу второго этапа повышения тарифов с 1 января 2022 года. Доходы от пассажирского направления также должны вырасти и составить 8 169,5 млн грн, что больше плана на 408,0 млн грн (5,3%) и ожидаемого результата 2021 года на 844,9 млн грн (11,5%). В отличие от грузовых тарифов, стоимость проезда для пассажиров в этом году меняться не будет. Рост дохода планируется обеспечить за счет увеличения объемов перевозок.
Кроме того, в этом году ожидается получить доход от реализации металлолома в размере 402 млн грн и непрофильных активов в размере 522 млн грн.
Кадры и зарплата
В текущем году предусмотрена оптимизация численности штата "Укрзализныци". Согласно пояснительной записке, изменение количества работников в течение года прогнозируется за счет естественной текучести кадров, а также структурных преобразований (реорганизация, ликвидация, объединение, централизация и т.п.), которые планируют осуществить с целью повышения эффективности управления компанией. Так, предполагается что численность работников АО УЗ в 2022 году составит 223,8 тыс. человек, что меньше прогноза на 2021 год на 14 тыс. Кроме того, предусмотрено изменение численности административно-управленческого персонала до 379 сотрудников, что меньше прогноза на 2021 год на 97 человек.
Среднемесячные расходы на оплату труда одного работника в целом по компании в 2022 году составят 15 792 грн, что больше плана 2021 года на 2730 грн (+20,9%) и больше ожидаемого выполнения 2021 года на 2610 грн (+19,8%). Среднемесячные расходы на оплату труда одного административного работника на 2022 год предусмотрены в размере 91 848 грн, что меньше плана 2021 года на 8150 грн (-8,1%), и меньше ожидаемого выполнения 2021 на 4040 грн (-4,2%). Снижение фонда оплаты административного штата будет реализовано за счет сокращения численности и уменьшения премиального фонда (бонусов). Для всех остальных сотрудников, которых в компании насчитывается 223,4 тыс. человек, средняя заработная плата составит 15 637 грн.
Капитальные инвестиции
На 2022 год капинвестиции АО УЗ запланированы в размере 29 989,5 млн грн., в том числе за счет следующих источников: собственные средства - 15 622,8 млн грн, привлеченные (кредит/лизинг) - 7 374,7 млн грн, госбюджет - 6757,8 млн грн, другие источники - 234,2 млн грн.
Согласно документу, приоритетным направлением инвестиционной деятельности станет обновление подвижного состава (приобретение нового, модернизация и капитальный ремонт существующего парка), реконструкция и капитальный ремонт путей и стрелочных переводов на общую сумму 21 474,9 млн грн или 71,6% от общего объема капитальных инвестиций. Из этой суммы 14 825,8 млн грн будет направлено на обновление подвижного состава, 6 649,1 млн грн - на капитальный ремонт (реконструкцию) путей, стрелочных переводов и переездов.
В частности, предусматривается, что в этом году на мощностях компании будет построено 1496 грузовых вагонов на сумму 2 550 млн грн. За счет средств госбюджета будет приобретен подвижной состав для пассажиров: 110 единиц пассажирских вагонов на сумму 3 053,5 млн грн, электропоезд на сумму 416 млн грн, 1 дизель-поезд на сумму 140 млн грн. Еще два дизель-поезда на сумму 280 млн грн будут закуплены за счет собственных средств компании.
Из ключевых проектов по инфраструктуре в финплан заложены: реконструкция участка Долинская-Николаев с повышением пропускной способности, реконструкция направления Знаменка-Долинская-Николаев, электрификацией участка Ковель-Изов-Госграница, новое строительство железнодорожного пути шириной 1435 мм от станции Чоп до станции Ужгород с реконструкцией, строительство железнодорожно-автомобильного мостового перехода через г. Днепр в г. Киеве (с подходами).
Расходы, налоги и долговые обязательства
В числе статей расходов компании львиную долю занимает оплата труда - 41 132, 4 млн грн. Расходы на топливо составят 7 594,1 млн грн, что больше ожидаемого результата 2021 года на 8%, электроэнергию - 8 139, 9 млрд грн, что меньше ожидаемого результата 2021 года на 10%. Амортизация - 13 792, 0 млн грн, расходы на сырье и основные материалы - 6 716, 6 млн грн.
В 2022 году запланировано уплатить налогов и сборов в бюджет на сумму 28 020,1 млн грн, что на 2,7% больше прогноза на 2021 год. При этом в государственный бюджет планируется уплатить 9 905,1 млн грн, в местные - 9 068,1 млн грн, в государственные целевые фонды - 9 046,9 млн грн.
В текущем году финпланом "Укрзализныци" предусмотрено привлечение займов на общую сумму 54,1 млрд грн. В частности, 4,3 млрд грн - кредитные средства МФО (на электрификацию участка Долинская-Николаев-Колосовка), 32,8 млрд грн - выборка по кредитным линиям банков, в том числе государственных, и привлечение нового финансирования для покрытия временных разрывов ликвидности общества (обороты) и финансирования капитальных инвестиций, 14,2 млрд грн - привлечение нового финансирования для рефинансирования и выполнения программы капитальных инвестиций, 2,8 млрд грн - финансовый лизинг (получение в пользование подвижного состава и железнодорожной техники, в том числе средства на программу обновления грузовых вагонов).
Погашение заимствований предусмотрено на общую сумму 38,4 млрд грн. Увеличение кредитного портфеля компании к концу 2022 года планируют осуществить за счет привлечения обязательств от МФО и привлечения новых займов на рефинансирование и выполнение программы капитальных инвестиций.
Читайте также Исследование "Отраслевой контроль": ТОП-5 трендов трансформации железнодорожного комплекса