16 декабря ЦТС и компания Deloitte представили в Американской торговой палате (АСС) результаты исследования "Отраслевой контроль. Трансформация железнодорожного сектора".

Респондентами исследования стали около трех десятков компаний, среди которых грузоотправители, операторы, вагоностроительные и сервисные предприятия, суммарно генерирующие около 90% грузовой базы железнодорожного транспорта Украины.

"Период для исследования выбран неслучайно. "Укрзализныця" стоит на пороге очередной масштабной кадровой "перезагрузки"… Последовательная работа, понятная система KPI для менеджмента и ответственность за результат - это то, что нужно создать в ближайшее время для улучшения здоровья организации. Мы постарались собрать эти KPI и ожидания бизнеса в рамках одного исследования - рассчитываем, что это будет полезным как для участников рынка, которые смогут сравнить собственные корпоративные приоритеты с мнением всего рынка, так и для новой управленческой команды УЗ при выборе приоритетов и сценариев трансформации компании", - отметил во вступительном слове к результатам исследования директор ЦТС Сергей Вовк.

"Если мы говорим об активах "Укрзализныци", одного из крупнейших операторов госимущества в Украине, помним, что государство - неэффективный собственник. Частный бизнес подтверждает нам это, как и свой интерес к этим активам. Нормальной мировой практикой является владение и управление стратегической инфраструктурой госмонополиями. Анбандлинг ж/д хозяйства и государственно-частное партнерство должны стать новыми трендами для УЗ", - рассказал Дмитрий Павленко, партнер, руководитель отраслевой группы "Инфраструктура" компании Deloitte  

В ходе презентации были озвучены ключевые проблемы, которые бизнес видит в работе системы железнодорожного транспорта Украины, а также ожидания, связанные с дальнейшим развитием ситуации в отрасли.

600_5621

Ставка на рост грузопотока

Для понимания объемов и динамики сотрудничества грузоотправителей с УЗ, прежде всего, необходимо было выяснить, какие тенденции наблюдаются на рынке. Для этого респондентов попросили оценить, изменилась ли доля железнодорожных перевозок в структуре их логистики за последние 5 лет и за последний год.

На пятилетнем горизонте более 45% отметили увеличение доли ж/д в перевозках своего бизнеса. При этом следует отметить, что "в тоннах" объемы ж/д перевозок в 2016-2020 годах сократились на 10%. 32% опрошенных сообщили, что структура грузоперевозок не претерпела изменений, 18% - что их доля уменьшилась в пользу автомобильного транспорта.

Что касается годичного разреза, то половина опрошенных не увидели изменений в структуре грузопотока, 27% сообщили об уменьшении в пользу автотранспорта, 14% отметили увеличение доли железной дороги.

"На горизонте последнего года, когда структура перевозок была более-менее стабильной, мы увидели рост еще одного существенного сегмента, а именно речного транспорта. Если раньше компании в основном выбирали между автомобильным и ж/д транспортом, то по результатам последнего года около 9% компаний вместо ж/д сегмента выбрали речной транспорт как альтернативу", - отметил Сергей Вовк.

В свою очередь, глава правления "Укрзализныци" Александр Камышин сообщил, что показатели погрузки в 2021 году улучшаются, и в этом компоненте после нескольких лет спада компания выходит в плюс и демонстрирует позитивную динамику грузопотоков. В частности, по итогам января-ноября 2021 года в УЗ вышли на показатель среднесуточной погрузки грузов в 727,2 тыс. тонн, что на 2% больше, чем за аналогичный период 2020 года. В ноябре среднесуточная погрузка составила 787,4 тыс. тонн, что является самым большим показателем 2021 года в помесячном разрезе. Всего в прошлом месяце государственная компания перевезла 28,6 млн тонн грузов - это на 2,3% больше, чем за аналогичный период 2020 года.

600_6000

Стабильность управленческой команды и борьба с коррупцией

В ходе исследования респондентов попросили выделить основные факторы, влияющие на повышение эффективности работы и реформирование УЗ.

Главным приоритетом для улучшения ситуации в ж/д секторе большим числом участников опроса была названа стабильная работа управленческой команды, то есть отсутствие частой ротации менеджмента, основным приоритетом которой должна стать борьба с коррупцией в компании. Такого мнения придерживаются до 18% представителей бизнеса.

Симптоматично, что на третьем месте идет задача усовершенствования нормативной базы - это направление, по сути, является ключевым условием для обеспечения результата по первым двум приоритетам.

Среди важных факторов респонденты также выделяют повышение коллективной ответственности в компании.

Напротив, такие задачи как завершение реформы корпоративного управления и создание государственной стратегии управления активами бизнес не рассматривает как первоочередные. Тем самым, давая понять, что гораздо более важным для повышения эффективности и реформирования УЗ является последовательная работа ее управленческой команды.   

"Системность и последовательность тут играет ключевую роль. Любая управленческая команда должна иметь время и возможности для реализации своей программы и цикла изменений - без этого не будет результата. И наоборот, перманентная смена менеджмента и кадровые шарахания из одной крайности в другую приводят к коллективной "безответственности за результат", - комментирует результаты исследования Сергей Вовк, отмечая, что за последние несколько лет руководство в УЗ менялась 6 раз и каждый раз сопровождалась очередной сменой "курса реформ". "Последовательная работа, понятная система KPI для менеджмента и ответственность за результат - это то, что нужно создать в ближайшее время для улучшения здоровья организации", - резюмировал он.

600_5986

Инфраструктура и тяга - приоритеты в капитальных инвестициях

Чревычайно высокий интерес бизнеса сфокусирован на изменениях в инфраструктурном блоке. Более половины участников опроса выделили в качестве топ-приоритетов развития УЗ модернизацию путевого и вокзального хозяйства (64%), а также электрификацию путей (59%).

46% поддержали вопрос обновления грузового вагонного парка, 36% - строительство новой инфраструктуры и создание новых маршрутов. Такая вовлеченность свидетельствует о том, что это направление является особенно важным для обслуживания грузопотоков бизнеса.

Что касается ответа на вопрос, куда первоочередно необходимо направлять капитальные инвестиции именно "Укрзализныци", 81% опрошенных отметили максимальную важность капиталовложений в инфраструктуру. 68% также придали наивысший приоритет обновлению локомотивного парка.

Далее идут вложения в обновление вагонного парка и терминальных комплексов: тут частные компании готовы брать на себя значительные объемы финансирования.

В смешанном поле - инвестиции в сервисные предприятия и программные продукты, что является хорошей темой для обсуждения возможных проектов ГЧП с участием УЗ и бизнеса.

Отметим, что проект финплана на 2022 год, представленный "Укрзализныцей" в ходе презентации "Отраслевого контроля", предусматривает почти 30 млрд грн капинвестиций в следующем году, что более чем вдвое превышает прогнозный показатель 2021 года. Основные направления инвестирования - строительство, модернизация инфраструктуры и обновление подвижного состава.

"После путей, локомотивы - второй наиболее важный элемент для капитальных инвестиций УЗ", - отметил, комментируя результаты исследования, председатель правления УЗ Александр Камышин.

"Модернизация инфраструктуры, локомотивов, вагонов, повышение эффективности процессов и снижение коррупции, анбандлинг пассажирской компании, работа над законодательной базой. Это все мы планируем реализовывать в следующем году и предусматриваем в финплане", - добавил он.

В частности, на ремонт локомотивного хозяйства в 2022 году, согласно проекту финплана, закладывается более чем 1,5 млрд грн (для сравнения, в 2021 году - 1,17 млрд).

Анбандлинг "Укрзализныци"

Среди глобальных векторов изменений компании одну из важнейших ролей, по мнению участников исследования "Отраслевой контроль" должно играть разделение бизнесов УЗ. 41% опрошенных отметили этот фактор как наиболее важный наряду с уходом от кросс-субсидирования между грузовыми и пассажирскими перевозками. 32% придали средний приоритет этому вопросу.

По словам Сергея Вовка, вопрос анбандлинга проходит красной нитью через все исследование.

"Завершение анбандлинга, по крайнее мере на уровне выделения грузовой и пассажирской параллелей, а также привлечение Deutsche Bahn как системного партнера в управлении пассажирским сегментом наряду с выработкой финансового механизма перехода, который не приведет к потере качества пассажирских перевозок, бизнес определяет как приоритет. Этот тот посыл, который должен иметь четкие сроки в обновленной стратегии развития УЗ. Бизнес надеется, что это будет определено уже в ближайшее время", - подчеркнул он.

Продажа непрофильных активов как дополнительный источник инвестиций

Согласно результатам исследования, участники рынка позитивно оценивают начатую командой УЗ распродажу непрофильных активов - ее поддерживает абсолютное большинство респондентов (77%), при этом около 21% выделили это направление как основной источник дополнительных средств для финансирования программы капитальных инвестиций.

При этом, по словам финансового директора "Укрзализныци" Николая Иванинива, согласно проекту финплана компании на 2022 год, финансовый результат от продажи непрофильных активов компании в следующем году должен составить 522 млн грн (доход - порядка 1,5 млн грн, затраты - 1 млрд грн).

"В этом году началась активная фаза продажи непрофильных активов. К сожалению, мы не выходим на те цели, которые были поставлены до конца 2021 года, - 1,5 млрд от продажи непрофильных активов. Но мы ожидаем, что продадим где-то на 400 млн грн. Продажа непрофильных активов началась, по сути, в четвертом квартале 2021 года. Сложность была как раз в подготовке процедуры, получении всех соглашений, как внутренних, так и внешних. Сейчас мы все это завершили, пошли первые продажи. Я надеюсь, что это станет уже постоянно играющим инструментом, который будет приносить доход "Укрзализныце", - отметил Иванинив.

"У нас системно каждую неделю несколько объектов продаются, около 10 объектов выставляются. Проводится планомерная работа", - подтвердил его словам Александр Камышин.

Еще 122,4 млн грн, согласно финплану на 2022 год, ожидается от списания активов, 402 млн грн - от реализации металлолома.