Пять лет тому назад правительство Словакии решилось на отважный шаг. На железные дороги страны был допущен частный оператор, да еще и иностранный. Им стала чешская компания RegioJet. Тогда в словацких медиа много говорилось о значимости события. Еще больше внимания уделялось запуску пробного поезда в апреле 2011 года и открытию регулярного движения год спустя. С тех пор желтые поезда (фирменный цвет RegioJet) стали неотъемлемым атрибутом железных дорог Словакии, наряду со своими красно-белыми конкурентами (фирменные цвета государственного оператора ZSSK). В 2014 году на рынке появился еще один частный оператор – LEO Express.

Однако пока основная борьба ведется между ZSSK и RegioJet. Чешская компания с каждым годом наращивает свой пассажиропоток в Словакии: в 2012 году – 1,5 млн пассажиров, в 2015 году – 4,1 млн пассажиров. Конечно, RegioJet еще далеко до государственного оператора ZSSK (пассажиропоток за первое полугодие 2015 года составил 27,4 млн пассажиров). Но в конце прошлого года конкуренция между двумя операторами набрала новых оборотов, а в январе этого года ZSSK пришлось отказаться от поездов класса Intercity из-за их убыточности. Несколько лет назад государство прекратило их субсидирование, а довести их до рентабельного уровня так и не смогло. Отметим, что осенью 2015-го основатель и владелец RegioJet Радим Янчура заявлял об уходе из Словакии: "Я решил, что мы окончательно уходим". Сейчас с уверенностью можно сказать, что никто уходить не собирается, скорее, наоборот.

Читайте также Трое в лодке: как конкурируют пассажирские ж/д перевозчики в Чехии

Увеличение предложения После решения ZSSK убрать из расписания поезда Intercity руководитель RegioJet сменил тон. "Мы рассматриваем Словакию как страну, в которой планируем расширять нашу деятельность", – заявил Радим Янчура. Практически сразу в RegioJet объявили об увеличении количества вагонов в поездах Братислава – Кошице. До 17 января на линии курсировали шестивагонные составы. Изначально предлагалось увеличить количество вагонов до 13 единиц. Впоследствии желтые поезда увеличились только до 10 вагонов.

И вновь RegioJet столкнулся с государством. Именно национальная компания Železnice Slovenskej republiky (ŽSR), управляющая ж/д инфраструктурой в Словакии, отказала чешскому оператору в праве увеличить свои поезда до 13 вагонов. Аргументом послужили особенности вокзала в Братиславе. Из столичного вокзала желтые поезда отправляются с 14-го пути, длина платформы позволяет принять до 10 вагонов. Правда, на Братиславском вокзале есть 10-й путь, где платформа способна принимать 13-вагонные составы, он зарезервирован для поездов ZSSK.

Естественно, что Радим Янчура захотел перенаправить свои поезда на 10-ю платформу. Но и здесь его ждала неудача. ŽSR отказала RegioJet на том основании, что через 20 минут до предполагаемого времени отправления желтого поезда от платформы отходит красно-белый экспресс. "Для посадки пассажиров оставалось бы только 15 минут. ZSSK настаивала на том, что 15 минут мало. Учитывая тот факт, что на станции в Братиславе не происходит загрузка продуктов питания, по нашему мнению, 15 минут достаточно для удобной посадки пассажиров", – заявил глава RegioJet Радим Янчура. Отметим, что на Берлинском вокзале время посадки пассажиров равно 10 минутам.

Но у чешской компании есть и другая возможность для увеличения предложения. Речь идет об открытии новых маршрутов. Пока что RegioJet молчит об открытии новых рейсов. Хотя после снятия поездов Intercity сообщение между столицей и Восточной Словакией ухудшилось. Особенно это касается городов Пряшевского края (Прешов, Гуменне и другие). К примеру, между Братиславой и Пряшевом сейчас курсирует только один ночной поезд ZSSK, а по пятницам еще дополнительный дневной. Нехватка поездов довольно ощутима на данном маршруте, это признают и в ZSSK. Скорее всего, RegioJet постарается занять такую востребованную нишу. Когда это может произойти, никто не берется прогнозировать. "В марте RegioJet оценит работу удлиненных составов и примет решение о дальнейших действиях. К сожалению, нам придется подождать два месяца, чтобы увидеть, как развивается спрос на перевозки", – заявил пресс-секретарь компании Алеш Ондруй.

Увеличивать спрос RegioJet хорошо умеет. Так, в апреле 2012 год компания начинала работу в Словакии на первом маршруте протяженностью в 100 км: Братислава – Комарно. До прихода RegioJet на линии перевозилось 789 тыс. пассажиров (2011). Уже в первый год RegioJet продемонстрировал, что можно увеличить пассажиропоток до 1,2 млн пассажиров. Сейчас чешский оператор обслуживает на маршруте 13 поездов, а государственный – только два. По итогам 2015 года услугами желтых поездов на линии Братислава – Комарно воспользовалось более 2,4 млн пассажиров. К тому же, в конце прошлого года RegioJet открыл новый маршрут: Прага – Жилина – Банска-Быстрица – Зволен.

Гибкость цен Другим способом борьбы за пассажира является стоимость билета. В этом вопросе RegioJet явно дает фору государственному оператору ZSSK. Чешская компания использует более удобную для пассажира систему бронирования билетов. Так, при покупке билета на поезд Братислава – Кошице, пассажир в одном окне видит не только класс вагона ("стандарт", "релакс", "бизнес"), но краткое описание его особенностей, а также наличие оставшихся мест по каждому классу. У ZSSK есть только два класса – 1-й и 2-й, чтобы узнать об их особенностях, пассажир должен потрудиться и найти специальный раздел с необходимой информацией. О наличии мест в поездах ZSSK можно узнать, но и здесь пассажир должен совершать дополнительные действия.

Ценообразование у обеих компаний отличается в связи с разным подходом к классификации вагонов. У ZSSK есть тарифы на 1-й и 2-й класс, у RegioJet – на три класса. Но наиболее существенным различием является собственно стоимость билета. Билеты на желтые поезда стоят дешевле. К примеру, проезд в поезде RegioJet с Братиславы до Комарно обойдется в 3,15 либо 4,5 евро, в поезде ZSSK – 5,76 евро.

Аналогичная ситуация наблюдается и на маршруте Братислава – Кошице. Стоимость билета в желтых поездах равна 9 евро ("стандарт"), 14,9 евро ("релакс"), 23,4 евро ("бизнес"). Проезд в красно-белых поездах стоит дороже: 18,82 евро (2-й класс) и 27,73 евро (1-й класс), но ходят они где-то на час медленнее желтых. Недавно отмененные поезда Intercity курсировали быстрее, но стоимость билета в них также была выше: 20-24 евро.

Стоит отметить, что после появления на маршруте Братислава – Жилина – Кошице поездов RegioJet, ZSSK пыталась некоторое время демпинговать, искусственно снижая цены до 12 евро. Однако это не привело к ожидаемым результатам. Вместо этого государственный оператор получил убытки. Сейчас ситуация изменилась в пользу RegioJet. Упразднение поездов Intercity дает чешскому перевозчику большое пространство для действий. В словацких медиа появилась информация о возможном увеличении стоимости проезда в поездах RegioJet. Пресс-секретарь компании Алеш Ондруй намекнул, что окончательное решение будет принято в марте.

Ставка на автобусы RegioJet, хоть и является ж/д оператором, в своей работе использует не только поезда, но и автобусы. Они выступают вспомогательным звеном, особенно на тех маршрутах, где поезда показали бы не самые лучшие результаты. Долгое время автобусы RegioJet обслуживали в Словакии только один маршрут: Братислава – Нитра – Банска-Быстрица. По результатам 2015 года желтые автобусы перевезли 467 тыс. пассажиров. В декабре был открыт еще один маршрут: Братислава – Вена. У ZSSK собственного автобусного парка нет, так что здесь инициатива за RegioJet.

Примечательно, что свой бизнес в сфере перевозок Радим Янчура начинал именно с автобусов. В 1996 году он основал компанию Student Agency для перевозки граждан Чехии и Словакии в Великобританию. Вначале перевозки были чартерными, затем стали регулярными, а география расширилась на другие страны Европы. В 2004 году автобусы Student Agency начали обслуживать в Чехии внутренние маршруты. С основанием RegioJet бизнесмен продолжил использовать автобусы на некоторых маршрутах в Чехии и в Словакии, но под новым брендом.

В прошлом году Радим Янчура решился на значимый шаг – объединение всех автобусных направлений под брендом RegioJet. Благодаря этому шагу ж/д компания получила сразу несколько дополнительных маршрутов, а вместе с ними и дополнительных пассажиров. В связи с данным событием RegioJet объявила о намерении открыть новые автобусные маршруты. Куда поедут желтые автобусы – дело за пассажирами. Именно они сейчас определяют будущую маршрутную сеть RegioJet.

Читайте также Бизнес от Луки: как легендарный экс-глава Ferrari спасает Alitalia и тратится на поезда

tn_cz-regiojet-loco-staff