Реформирование пассажирского сегмента "Укрзализныци" является одним из самых острых вопросов в реформировании транспортной отрасли Украины. До сих пор четкого понимания, что делать с этим убыточным сектором железнодорожных перевозок - нет. Если у нас пока все сводится к дискуссиям о том, кто – УЗ, госбюджет или местные власти – должен покрывать эту дыру, то в Евросоюзе частные ж/д перевозчики уже не первый год являются активными участниками рынка. Это относится и к государствам Западной Европы, так и "новичкам" ЕС из бывшего соцлагеря.
Примечательным является пример Чехии. Уже несколько лет в этой стране государственный ж/д перевозчик конкурирует с частными. Вначале немного истории. В мае 2010 года на железных дорогах Чехии произошла настоящая революция. На маршрут вышел первый поезд частного перевозчика – RegioJet. Многолетний монополист – государственная компания České dráhy – получил первого конкурента. Через два года – в ноябре 2012 года – в стране появилась еще одна частная ж/д компания – LeoExpress.
С тех пор в Чехии на этом рынке воцарился "триумвират" трех перевозчиков. При этом, частным перевозчикам оказалось тесно у себя на родине, постепенно они начали развивать свою деятельность в соседней Словакии. RegioJet начала перевозки в феврале 2012 года, LeoExpress – в ноябре 2014 года. По истечении двух лет можно говорить о первых его результатах.
Читайте также Чешская железная дорога: когда даже Pendolino - уже вчерашний день
Борьба за пассажира Пожалуй, главным и наиболее очевидным результатом появления частных ж/д перевозчиков в Чехии можно назвать конкуренцию. Борьба за клиента заставляет каждую компанию по-своему привлекать пассажиров на свои поезда. České dráhy подкупают пассажира дешевизной билетов и частой периодичностью поездов, RegioJet – гибкой ценовой политикой и простотой, LeoExpress – удобством и комфортом. Из трех операторов LeoExpress сильно проигрывает конкурентам в цене. Но основатель компании Леош Новотны не скрывает, что LeoExpress ориентируется на состоятельных пассажиров.
Главным инструментом при конкуренции является цена билета и уровень предоставляемых услуг. Так, стоимость билета по маршруту Прага – Острава на поезде České dráhy составляет 295 чешских крон, с дисконтными картами – 221 и 260 чешских крон. Для поездов класса SuperCity (SC) действует отдельный тариф – 330, 256 и 295 чешских крон.
У частных перевозчиков тариф зависит не от класса поезда, а от класса вагона или времени поездки. Утренние поезда стоят дешевле, чем обеденные или послеобеденные. Компания RegioJet на маршруте Прага – Острава предлагает билеты от 190 до 472 чешских крон. Средняя стоимость билета составляет 295-354 крон. Самые дешевые билеты есть только на самом раннем поезде компании. У LeoExpress стоимость билета в эконом-классе колеблется в пределах 289-519 крон, в бизнесс-классе – от 489 до 749 крон, в премиум-классе – от 659 до 1089 крон.
Естественно, что за разные деньги предлагается и сервис разного уровня. Хотя в целом уровень обслуживания пассажиров у всех операторов достаточно высок. В плане услуг наибольше выделяется LeoExpress. Так, еда для пассажиров премиум-класса поставляется из ОАЭ фирмой Alpha Flight, которая снабжает продуктами питания авиакомпании. Правда, и стоит она недешево – порядка 120 крон. Да и сам вагон премиум-класса выглядит шикарно в сравнении с эконом-классом.
Относительно времени, то этот фактор не сильно влияет на пассажира. Так, на маршруте Прага – Острава поезда трех перевозчиков курсируют практически в одно и то же время. Например, один из утренних поездов České dráhy выезжает из Праги в 6:19, RegioJet – в 5:48, LeoExpress – в 6:06. Если брать другие пиковые часы и другие маршруты, то ситуация выглядит аналогично. При этом время в пути у поездов всех операторов одинаково, разница лишь в минутах.
По периодичности курсирования поездов однозначно выигрывает Ceske drahy. На маршруте Прага – Острава государственный оператор имеет 18 поездов České dráhy, RegioJet – 10 поездов, LeoExpress – 7 поездов. Естественно, что эта разница отображается на пассажиропотоке. Да и количество обслуживаемых маршрутов у трех компаний также разное. Но это уже другой вопрос.
Монополия сохраняется? Тот факт, что конкуренция между перевозчиками имеется, не подвергается сомнению. Однако она носит половинчатый характер, а монополия České dráhy сохраняется. Частные компании заинтересованы в развитии наиболее загруженных и основных магистралей, а государственная компания České dráhy оперирует и на второстепенных маршрутах. Фактически конкуренция сводится к одному направлению: Прага – Острава. Именно на этом участке курсируют поезда трех компаний. У LeoExpress также есть поезда на ответвлении Пршеров – Старе Место.
В арсенале всех перевозчиков есть и автобусные маршруты. В этом плане явно лидирует RegioJet, материнская компания которого – Student Agency – создала сеть автобусных маршрутов по всей Чехии. LeoExpress оперирует только двумя направлениями: Прага – Ческе-Будеёвице – Чески-Крумлов и Богумин – Краков. České dráhy открыли свой сервис только в этом году: с 1 марта был запущен рейс Острава – Краков.
Соответственно, что эти факторы отображаются на пассажиропотоках компаний. В прошлом году поезда České dráhy перевезли 170 млн пассажиров, RegioJet – 11,1 млн пассажиров (2,4 млн в Чехии, 2 млн в Словакии и 6,7 млн перевезено автобусами Student Agency), LeoExpress – 0,89 млн пассажиров.
Следует отметить, что большая часть пассажиропотока České dráhy обеспечивается пригородными поездами. У частных перевозчиков поездов такого класса нет, они оперируют только междугородними и региональными поездами.
Кроме того, монопольное положение České dráhy сохраняется и в управлении ж/д инфраструктурой страны. Это вынуждает частных перевозчиков сотрудничать с госкомпанией, поскольку они привязаны к действующей ж/д сети. Особенно это касается LeoExpress. Компания эксплуатирует поезда только на электрифицированных участках с постоянным током. RegioJet этот вопрос решила. В ноябре 2014 года компания взяла в лизинг три мультисистемных локомотива Vectron производства Siemens, которые могут ездить на всех электрифицированных дорогах Чехии независимо от напряжения и вида тока.
Первая прибыль Другой результат "ж/д триумвирата" можно охарактеризовать как деятельность вопреки. Речь идет о том, что все три перевозчика терпят убытки, разница лишь в их размерах. Так, в 2013 году убыток České dráhy составил 1,95 млрд крон, RegioJet – 60 млн крон, LeoExpress –137 млн крон. Последний не может преодолеть "черную полосу" со дня открытия в ноябре 2012 года. За эти годы LeoExpress накопил 360 млн крон долгов. Похоже, состоятельных граждан в Чехии не так уж и много, либо они не очень любят путешествовать поездом.
České dráhy прошлый год закончила с прибылью, которую обеспечил рост пассажиропотока.
В то же время, два другие перевозчика начали выходить в плюс. RegioJet сократил убыток до 38 млн крон. В компании надеются выйти в плюс в нынешнем году. А вот госкомпания České dráhy удивила еще больше. Прошлый год она закончила со 156 млн крон прибыли. Такое улучшение показателей двух перевозчиков было обеспечено ростом пассажиропотока. Однако позитивный результат České dráhy нивелируется общими финансовыми показателями. Так, в прошлом году компания заработала на пассажирских перевозках 20,7 млрд крон, из которых 13 млрд потратила для компенсации регионам и Министерству транспорта. А общий долг группы в 2014 году, наоборот, вырос с 34,6 до 36,8 млрд крон. Из этой суммы 31 млрд крон – это долг собственно České dráhy, остальная часть – долг грузового перевозчика ČD Cargo, входящего в состав госкомпании.
При таких размерах долгов немного странным выглядят низкие цены у государственного перевозчика. Как следствие, конкуренты неоднократно обвиняли České dráhy в искусственном занижении стоимости билетов. Иными словами, госкомпанию обвиняли в нечестной конкуренции, а государство – в дотировании национального перевозчика. Дело дошло до суда. В апреле этого года иск подал LeoExpress, потребовав от České dráhy компенсации убытков в размере 419 млн крон, а в июне аналогичным образом поступил и RegioJet, потребовав 717 млн крон. Спор пока не разрешен, идут суды. Но вся Чехия ожидает результата. Ведь от него многое зависит.
Читайте таже Как увеличить пассажиропоток на 37% – интервью с главой железных дорог Эстонии