в начало
Параметры
Что искать
Где искать
Сортировать

Нет результатов

Бизнес от Луки:
как легендарный экс-глава Ferrari спасает Alitalia и тратится на поезда

Лука Монтедземоло сравнивает железную дорогу с Формулой 1 и подвижной состав подбирает соответствующий: дорогой, скоростной, стильный. Как работает бизнес модель первой частной ж/д Италии и спасет ли экс-глава Ferrari национального авиаперевозчика Alitalia.

Николай Засядько 23 января 2016

68-ми летнего Луку Кордеро ди Монтедземоло в Италии знают все. Он считается одним из самых успешных топ-менеджеров страны, его авторитет не знает границ и достигает даже космоса. Как-то итальянскому космонавту Паоло Несполи захотелось поговорить с Монтедземоло и он позвонил ему прямо с орбитальной станции. Ближайшее окружение зовет его Avvocato (“адвокат”).

Он родился в аристократической семье из Савойской династии, под руководством которой Италия стала единой страной. Некоторые СМИ называют Монтедземоло "некоронованным королем Италии". Несмотря на высокое происхождение, предприниматель довольно прост в общении. Он любит прогуливаться улицами Болоньи без охраны. Прохожие часто просят сфотографироваться или дать какой-то совет. Монтедземоло практически безотказен в общении. Несмотря на то, что его имя вошло в историю в первую очередь благодаря успешному выступлению Ferrari в соревнованиях Формула-1, итальянец также интересен тем, что создал первую в Европе частную пассажирскую железнодорожную компанию. Ну а после недавнего ухода с Ferrari занял пост главы национального итальянского авиаперевозчика.

Гонщик-аристократ Монтедземоло еще с юности интересовалти автомобили. Невзирая на увлечение сына, родители заставили молодого Луку поступить в самый престижный вуз Италии – Университет Ла Сапиенца в Риме, где он стал дипломированным юристом. Во время учебы в университете юный Лука начал карьеру автогонщика. Это было в конце 1960-х. Чтобы скрыть от родителей свое участие в гонках, некоторое время он выступал под псевдонимом "Нерон". Несмотря на рвение, завоевать призовые места ему не посчастливилось, однако его заприметил Энцо Феррари – основатель компании Ferrari.

В 1973 году Лука стал помощником Энцо Феррари. Вскоре он стал главой гоночной команды Scuderia Ferrari. В управленческой сфере Монтедземоло проявил себя гораздо успешнее, нежели в гонках. Ему удалось достичь невиданных результатов. Scuderia Ferrari под руководством Монтедземоло несколько лет подряд выигрывала кубок конструкторов, а гонщик команды Ники Лауда дважды стал чемпионом Формулы-1. Вскоре успехи Ferrari в гонках создали из Монтедземоло успешного менеджера, который пошел на повышение.

В 1977 году бывший гонщик начал работать в компании Fiat, которая в то время владела половиной акций Ferrari. В Fiat Монтедземоло несколько лет проработал старшим менеджером. В его функции входили переговоры с международными партнерами. Менеджерские таланты помогли ему возглавить в 1981 году печатное подразделение Fiat – холдинг Itedi. Компания отвечала не только за информационную деятельность Fiat, но и выступала издателем La Stampa, одной из старейших в Италии газет.

В 1988 году умер основатель Ferrari, производитель элитных автомобилей начал переживать тяжелые времена. Когда Монтедземоло вернулся в 1991 году в Ferrari, он застал компанию в плачевном состоянии. Кроме традиционных менеджерских ходов, направленных на сокращение убытков и увеличение продаж, Монтедземоло вновь сделал ставку на Формулу-1.

Когда Монтедземоло вернулся в 1991 году в Ferrari, он застал компанию в плачевном состоянии.

Команда Scuderia Ferrari стала локомотивом рекламы и опять начала побеждать. В связи с успехами Ferrari вначале 2000-х авторитет Луки Монтедземоло значительно вырос. Итальянская пресса того времени много писала о нем как о возможном премьер-министре. Но карьера политика не интересовала Монтедземоло. Как-то Сильвио Берлускони предложил ему стать министром в его правительстве. Поздно вечером ему поступило предложение от премьер-министра, а на утро Монтедземоло получил письмо с тысячей подписей сотрудников Ferrari с просьбой остаться. Такое отношение очень тронуло директора, и он остался.

Правда, в середине 2000-х, как и в 1970-х, судьба повторилась. Лука Монтедземоло вновь перешел из Ferrari в Fiat. На этот раз переход был повышением в пределах одного холдинга (к тому времени Fiat контролировал 90% акций Ferrari), а Лука стал генеральным директором группы, оставаясь президентом Ferrari.

Будучи главой Fiat, Монтедземоло начал сближение с американским концерном Chrysler. В 2009 году итальянская компания приобрела 20% акций партнера. Это позволило закрепиться на рынках стран НАФТА (США, Канада, Мексика). Процесс интеграции двух автомобильных гигантов завершился уже после ухода Монтедземоло – в 2014 году. Тогда был создана единая группа – Fiat Chrysler Automobiles Group.

Премиум поезда В середине 2000-х в жизни Луки Монтедземоло произошла еще одна перемена. Он попробовал себя в новой сфере – на железной дороге. В 2006 году глава Ferrari стал одним из основателей, совладельцем и на некоторое время главой первого в Европе частного оператора скоростных поездов. Речь идет об итальянской компании Nuovo Trasporto Viaggiatori (NTV).

Лука Монтедземоло с тремя другими бизнесменами (Диего Делла Валле, Джанни Пунцо и Джузеппе Шарроне) выступили учредителями NTV. В процессе создания основатели изменили корпоративную структуру. В 2008 году совладельцами нового оператора стала французская компания SNCF, а также итальянская банковская группа Intesa Sanpaolo. Сейчас Монтедземоло и другие основатели контролирует только 33,5% акций компании.

Изначально запуск регулярных движения поездов NTV планировался на конец 2011 года, однако компания встретила сопротивление со стороны государственной Ferrovie dello Stato Italiane. Сертификация поездов нового оператора затянулась на несколько месяцев. В результате первые поезда NTV поехали только в апреле 2012 года под брендом Italo. Первым маршрутом стал Милан – Неаполь. В 2013 году маршрутная сеть NTV расширилась. Поезда Italo Милан – Неаполь начал курсировать между Турином и Салерно. Также открылись два новых маршрута: Венеция – Салерно и Турин – Анкона. В конце прошлого года NTV запустила поезд между Вероной и Неаполем.

Соучредитель NTV Диего Делла Валле владеет компанией по производству элитной обуви и изделий из кожи.

Еще до запуска поездов Монтедземоло и его компаньоны сделали ставку на сервис и на зажиточных пассажиров. Поезда AGV 575 были изготовлены во Франции компанией Alstom, они способны развивать скорость до 360 км/ч. Italo покрашены в фирменный красный цвет Ferrari. Только один их внешний вид создавал солидное впечатление. Внутренне убранство также создано по последним веяниям моды. Соучредитель NTV Диего Делла Валле владеет компанией по производству элитной обуви и изделий из кожи.

Первый месяц регулярного движения поездов Italo показал неутешительные результаты. Их заполняемость не достигла и половины (41%). Первый год не принесли NTV ожидаемой прибыли. В 2012 году компания получила свыше 77 млн евро чистых убытков. Год спустя убытки сократились до 68 млн евро, в 2014 году этот показатель составил 55 млн евро.

Эксперты называют несколько причин проблем провала частных скоростных поездов в Италии. Главный конкурент – Trenitailia – сосредоточен на массовом клиенте, соответственно билеты на поезда государственного оператора значительно дешевле. NTV предлагает довольно дешевые акционные билет, но в целом, без учета скидок и акций, стоимость проезда в Italo обойдется дороже. Скажем, стоимость стандартной поездки по маршруту Милан – Рим в поездах Trenitailia составит 79-89 евро, в Italo – 115 евро, хотя можно купить акционные билеты и по 25-45 евро. Другая причина – это предложение. Trenitailia предлагает значительно больше скоростных поездов. Например, по буднях между Римом и Миланом в первой половине дня (до 12-00) Trenitailia пускает 20 поездов, NTV – только 9.

Монтедземоло любит сравнивать железную дорогу с Формулой-1. Он горячо переживает неудачи Italo, но уверен в будущем успехе компании. "В Формуле-1 есть свои циклы. Italo в беде? Я так не думаю, у нас есть около 1100 молодых сотрудников в возрасте 27-28 лет. Это прекрасное предприятие, которое является конкурентом для монополиста", – заявил соучредитель NTV в интервью la Repubblica.

У Луки Монтедземоло есть поводы для уверенности. В декабре прошлого года Alstom разработал новый дизайн поездов Pendolino с учетом требований NTV. К тому же, частный оператор  запустил собственный автобусный сервис – Italobus. Теперь пассажиры получили возможность подъехать на комфортном автобусе к станции Реджо-Эмилия. Автобусные маршруты соединили станцию с городами Парма, Кремона, Пьяченца, Карпи, Мантуя, Модена и Сассуоло.

Монтедземоло любит сравнивать железную дорогу с Формулой-1. Он горячо переживает неудачи Italo, но уверен в будущем успехе компании.

Компания рассчитывает расширить маршрутную сеть Italobus. В дальнейшем планируется организовать подвоз пассажиров на ключевые станции – Милан, Турин, Рим и Неаполь. Это позволит увеличить пассажиропоток поездов перевозчика, а жители областей, где курсируют поезда NTV, получат больше возможностей для комфортного путешествия. Отметим, что билеты на автобусы Italobus являются комбинированными, поэтому пассажиру не нужно покупать два билета.

Спаситель Alitalia В конце 2014 года Лука Монтедземоло совершил очередной поворот в своей жизни. Он окончательно ушел из Ferrari после более 20 лет правления. Расставание с автоиндустрией прошло не очень гладко. В интервью Financial Times он заявил: "Я, по крайней мере, ожидал, что владельцы компании поблагодарят меня в официальном письме".

Однако без работы Монтедземоло не остался. Он возглавил национального авиаперевозчика Alitalia. Вновь менеджерский опыт главы Ferrari пригодился в переходной период. В конце 2008 года авиакомпания Alitalia обанкротилась и на некоторое время прекратила полеты. Вскоре началось ее реабилитация. Обновленная Alitalia начала с развития партнерских отношений с консорциумом Air France-KLM. Последний даже приобрел 25% акций итальянского перевозчика. Однако в 2014 году Alitalia сменила главного партнера. В июле Etihad Airways стала мажоритарным акционером, купив 49% итальянской компании.

Ближневосточные собственники сменили топ-менеджмент Alitalia. Благодаря этому Лука Монтедземоло начал свою карьеру в компании в качестве ее генерального директора. Уже в январе 2015 года перевозчик обнародовал новую стратегию развития. Главными аэропортами стали Рим-Фьюмичино, Милан-Мальпенса и Милан-Линате, они должны обеспечивать связь с ключевыми хабами мира.

При этом основную ставку авиакомпания сделала на ближневосточный рынок. Были открыты ежедневные рейсы из нескольких аэропортов Италии (Венеция, Болонья, Катания) в хаб Etihad Airways Абу-Даби, а частота рейсов из Рима была увеличена. Теснейшее сотрудничество с Etihad Airways вынудило Alitalia объявить о прекращении в 2017 году партнерских отношений с Air France-KLM. Ближневосточный партнер обеспечивает Alitalia стабильным пассажиропотоком, последняя, в свою очередь, является фидером для хаба Etihad Airways.

О значительных успехах Монтедземоло в авиации пока говорить рано. Данных за 2015-й год еще нет. Однако итого первого полугодия показали, что не все проблемы удалось решить. Так, в первой половине 2015 года Alitalia получила 130 млн евро чистого убытка. Правда, загрузка самолетов увеличилась до 75% (в 2014 году было 72%). Несмотря на проблемы, глава Etihad Airways Джеймс Хоган верит, что Монтедземоло справится с непростой задачей. По мнению директора Etihad Airways, Alitalia обладает фантастическим потенциалом. Компания из ОАЭ планирует помочь его в раскрытии.

Читайте также На перекрестке мира: три фактора успеха авиакомпании Etihad Airways

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.