Тарифный комитет МИУ в конце августа согласовал повышение тарифов на ж/д грузовые перевозки на 22,5% с 1 октября 2017 года. А 13 сентября Кабмин утвердил консолидированный финплан "Укрзализныци" на 2017 год, предусматривающий повышение тарифов на грузовые перевозки на 22,5%.

Эксперты и участники рынка единогласно выступили против повышения ж/д тарифов до конца текущего года.

Так, в Европейской Бизнес Ассоциации указывают на то, что финплан УЗ на 2017 год был утвержден только в сентябре текущего года, когда финансовый год уже заканчивается и повышение тарифов не заложено в бюджеты компаний. Поэтому, изменение тарифов видится реальными только в новом отчетном году после детального и прозрачного обсуждения.

Американская торговая палата в Украине (АСС) также обратилась с просьбой к Кабмину воздержаться от намерений повышения тарифов на ж/д грузоперевозки в 2017 году. Эксперты компаний-членов Палаты считают, что перед любым повышением железнодорожных тарифов на следующий период необходимо показать результаты предыдущего повышения, в частности, в разрезе ситуации с распределением вагонов, их оборотом, скоростью доставки и сохранностью груза. Палата убеждена, что должно быть предоставлено детальное экономическое обоснование повышений.

Солидарны с такой позицией и представители бизнеса. В Ассоциации производителей цемента "Укрцемент" обеспокоены тем, что повышение тарифов с 1 октября ляжет на плечи потребителя в виде повышения стоимости конечного продукта цементных предприятий. А стоимость цемента увеличится на 12,5-16% в зависимости от марки продукции, типа подвижного состава и географической локации грузополучателя.

В Объединении предприятий "Укрметаллургпром" подсчитали, что повышение тарифов на грузоперевозки по железной дороге еще в 2017 году приведет к увеличению затрат металлургов на 1,2 млрд грн в IV квартале. Поэтому к вопросу повышения тарифов логично было бы вернуться в 2018 году.

Как грузоотправители так и отраслевые эксперты отмечают, что повышение тарифов не является панацеей для УЗ – компании, прежде всего, стоит обратить внимание на эффективность использования уже имеющихся финансовых ресурсов. Ведь, по факту, из 16 миллиардов, заложенных в Финплане УЗ на 2016 год, за 8 месяцев было освоено только 5 миллиардов.

С такими позициями заинтересованные стороны подошли к сегодняшнему заседанию в Государственной регуляторной службе, где прошло обсуждение приказа Мининфраструктуры, предусматривающего индексацию тарифов на ж/д грузоперевозки.

В Госрегуляторслужбе отмечают, что получили многочисленные обращения от субъектов хозяйствования, которые содержат существенные замечания к предложенному повышению тарифов на 22,5% с 1 октября.

В связи с этим для участия в обсуждении были приглашены представители МИУ, Минэкономразвития, антимонопольного комитета, ПАО "Укрзализныця", бизнес-ассоциаций, компаний-грузоотправителей, народные депутаты Украины.

ЦТС следил за обсуждением и информировал о позициях сторон, которые были высказаны в течение очередного раунда тарифных баталий.

Итогом заседания стало то, что Государственная регуляторная служба Украины предложила пересмотреть объем повышения тарифов на железнодорожные грузовые перевозки в стране. Такое решение огласила глава службы Ксения Ляпина. 

Таким образом, документ о 22,5%-ном повышении указанных тарифов остался несогласованным. Ляпина предложила бизнесу подготовить анализ, а Министерству инфраструктуры предложить тот уровень повышения тарифов, средства от которого "Укрзализныця" реально сможет направить на развитие в текущем году. Говоря о сроках принятия решения по тарифам, она отметила, что это зависит от того, как быстро будут разработаны и внесены такие изменения. 

  • 22 сентября 2017, 14:40

    Ксения Ляпина, Председатель Государственной регуляторной службы Украины

    "Первое задание - найти тут цифру, которая будет подходить всем: и бизнесу и УЗ. Нужно аналитикам сделать экономический анализ с шагом по 5%, какой эффект принесет повышение. Со своей стороны УЗ должна сделать анализ, сколько она все же сможет проинвестировать в этом году. В ближайшее время предлагаю подготовить новое предложение по индексации тарифов. Идите на встречу. Будет хороший результат".

    21687776_1455593407919249_7072550452210706961_n

  • 22 сентября 2017, 14:08

    Владимир Клименко, заместитель гендиректора компании "Нибулон" по взаимодействию с органами власти:

    "Мы были против повышения тарифа до 1 июля 2017 г. Сейчас у нас уже нет возражений о повышении тарифов. Но для нас сейчас важно другое. В ближайшие 10 лет Украина удвоит производство зерновых. Если раньше мы возили автомобилями, то сейчас мы потеряли эту возможность и все бросились на ж/д. 
    Если повышение все же будет, мы хотим видеть, что за наши деньги покупаются зерновозы. Меня не радует, что за наши деньги кто-то собирается строить полувагоны".

  • 22 сентября 2017, 13:35

    Президент Объединения предприятий "Укрметаллургпром" Александр Каленков:
    "Мы произвели почти в два раза меньше продукции, чем в прошлые годы. Соответственно, меньше перевезли. Повышение тарифов в этом году не состоялось, соответственно, увеличился грузооборот. И на этом нужно зарабатывать, а не на повышении тарифов.

    Важна логика повышения тарифов:

    1.  Долгосрочное планирование.

    2. Второе - мы хотим понимать из чего состоит тариф, потому что если бы вагонная составляющая действительно шла на вагоны, у нас бы все вагоны уже было новые".

  • 22 сентября 2017, 13:26

    Сергей Вовк, директор ЦТС:
    "Бизнес готов к дискуссии по созданию прозрачной и понятной системы повышения тарифов, которая начнет действовать с 2018 года. Повышение тарифов в 2017 нецелесообразно, и это консолидированная позиция двух ведущих бизнес-ассоциаций - АСС и ЕБА. На сегодняшний день на счетах УЗ лежит порядка 7 млрд грн и этих средств более чем достаточно для обслуживания операционных затрат. Более того, эта сумма превышает реальные возможности УЗ по освоению капинвестиций до конца года".

  • 22 сентября 2017, 13:11

    Муса Магомедов, гендиректор Авдеевского КХЗ:

    "Понятно, что УЗ - это монополия. Непродуманная тарифная политика приводит к тому, что мы вынуждены переходить с железной дороги на автомобильный транспорт. И это нам обходится в 3-4 раза дешевле. Это нонсенс, и это нужно менять - переходить от обещаний по модернизации парка вагонов и локомотивов к действиям".

  • 22 сентября 2017, 13:09

    Ксения Ляпина, Председатель Государственной регуляторной службы Украины
    "Говоря об индексации тарифов на грузовые перевозки, мы должны помнить о том, что бизнес платит скрытый социальный налог".

    photo_2017-09-22_12-53-04 (2)

  • 22 сентября 2017, 13:00

     Евгений Кравцов, и.о. председателя правления "Укрзализныци":

    "За все годы независимости нашего государства индексация тарифов УЗ проводилась каждый год. Мы готовы к диалогу, но для нас является критическим повышение тарифа с октября 2017 года.  Вопрос тарифов на 2018-2019 гг. уже и так обсуждается. Вопрос, который касается в целом тарифной политики, - мы выходим с предложением привязываться к объективным цифрам украинской экономики, в дальнейшем это должно снять 80% дискуссии.

    Надеемся, что этот механизм поддержит и бизнес".

    photo_2017-09-22_12-53-11

  • 22 сентября 2017, 12:37

    Владимир Гусак, народный  депутат Украины, член комитета ВРУ по вопросам транспорта

    "Мы бы хотели увидеть, что эти деньги, которые будут собраны с украинской экономики, будут потрачены на развитие УЗ. И нужно разработать программу улучшения эффективности и только после этого можно говорить о повышении тарифов. И если после использования внутренних резервов еще нужно будет повышение тарифов, тогда можно будет это обсуждать".

  • 22 сентября 2017, 12:33

    Анатолий Гиршфельд, народный депутат Украины:

    "Рыночная цена вагона сегодня - 760 грн, а тарифы УЗ - 160 грн. Кто будет при таких ценах покупать подвижной состав? И как при таких ценах можно избавиться от коррупции? Лучше взять вагон УЗ, который она же и будет ремонтировать. 
    Если в ближайшее время мы примем стратегию "Укрзализныци", которая будет регулировать тарифную политику компании, то мы отбросим отрасль на несколько лет назад".

  • 22 сентября 2017, 12:15

    Народный депутат Украины Виктор Галасюк:

    "Поднять тарифы и переложить проблемы на производителя - самое простое, но не эффективное решение. Нужно рассматривать альтернативы: во-первых, целевые займы ОВГЗ под гарантии Минфина. Во-вторых, это корпоратизация УЗ и продажа миноритарного пакета до 10% акций стратегическому инвестору. Продажа миноритарного пакета до 10% - это может быть около 1 млрд долларов привлеченных средств. Это решит также и проблему неэффективности и коррупции УЗ.

    В случае эффективной реализации этих направлений мы сможем ввести трехлетний мораторий на повышение ж/д тарифов".

    21931058_1092583457543047_870246471_o