21 июля в Украине состоялись внеочередные парламентские выборы, в результате которых в Верховную Раду прошли пять политических партий, а большинство ожидаемо получила пропрезидентская "Слуга народа". 7 августа Центральная избирательная комиссия обнародовала список народных депутатов, избранных на внеочередных выборах (кроме пока одного избранника, от 210-го округа). А в конце минувшей недели стало известно о том, что первое заседание парламента нового созыва состоится 29 августа.

Тем временем политики, эксперты и пресса взялись активно обсуждать, распределение комитетов в новом парламенте. Комитет по вопросам транспорта, скорее всего, назовут комитетом по вопросам инфраструктуры - по аналогии с профильным министерством. Прозвучало уже и имя возможного его главы - предположительно его может возглавить депутат от "Слуги народа" Владислав Криклий, трудовой путь которого в последние годы был связан с МВД.

Но будут в новом составе Рады и депутаты с транспортным бекграундом. Мы решили проанализировать, сколько их, а также попытались узнать, кто из них может войти в состав комитета по вопросам инфраструктуры.

Сразу оговоримся, что в наш список вошли те, кто имеет к транспорту и инфраструктуре как прямое, так и весьма опосредованное отношение. Ведь кто знает, куда может завести кривая украинского парламентаризма…

 "Слуга народа"

На 51-м месте в партийном списке оказался Артем Культенко. С транспортом его связывает то, что он является сооснователем и руководителем общественной организации "Союз инвесторов транспортной инфраструктуры Киева". Также он значится сооснователем и бывшим гендиректором компании "Кёртис груп", к видам деятельности которой относится транспортная обработка грузов.

Соседом Культенко по списку стал Олег Марусяк - руководитель двух частных фирм "Каретный двор" и "Гаразд", сфера их деятельности - грузовой автотранспорт. Та же сфера деятельности и у ООО "Прометей-Газ 1", сооснователь и финдиректор которого, Павел Халимон - на 55-м месте в списке партии-победительницы.

68860374_2218017921659060_4611855089814994944_nАндрей Мотовиловец

Андрей Мотовиловец - фигура более известная в транспортной отрасли. До недавнего времени он был операционным директором ProZorro.Продажи, советником министра инфраструктуры. Именно через ProZorro.Продажи с ноября прошлого года "Укрзализныця" сдает в аренду свои вагоны. Мотовиловец имел непосредственное отношение к реализации данного проекта. Отметим, что новоиспеченный нардеп был советником не только Владимира Омеляна, но и входил в аналитическую команду предыдущего министра инфраструктуры - Андрея Пивоварского.

На 100-й позиции в партийном списке "Слуги народа" - Артем Кунаев - заместитель руководителя управления маркетинга и продаж вертолетной техники АО "Мотор Сич".

На 108-й - Андрей Костин - юрист из Одессы, член Международной ассоциации адвокатов (IBA), где занимал должность замглавы подкомитета по наземной транспортировке Комитета по морскому и транспортному праву. Является соавтором украинской части Справочника по морскому праву, издаваемого Kluwer Law Publishing. В 2016 году был избран в список рекомендованных арбитров Морской арбитражной комиссии при Торгово-промышленной палате Украины.

Богдан Торохтий работал юрисконсультом на "Одесском зерновом терминале" ГПЗК Украины.

Руслан Горбенко - основатель ООО "Интершина УА", виды деятельности которого: оптовая торговля деталями для автотранспорта, грузовой автотранспорт, услуги переезда, прочая вспомогательная деятельность в сфере транспорта.

Далее идут мажоритарщики. Людмила Буймистер - член набсовета металлургического завода "Дунаферр" (Венгрия), одного из активов ИСД. В 2012-2018 гг. занимала должность директора Гданьской судостроительной верфи. Как писал ЦТС, Министерство имущества Польши пытается восстановить государственный контроль над предприятием, находящимся в состоянии банкротства, для его дальнейшей реструктуризации и развития.

О Игоре Марчуке из Хмельницкой области известно, что "в 1997 году начал профессиональный путь в логистике, создал группу логистических компаний".

Дмитрий Микиша хоть и выдвигался в депутаты, будучи заместителем мэра Змиева, но образование получил железнодорожное - закончил Украинскую государственную академию ж/д транспорта по специальности "Организация перевозок и управление на транспорте". Начиная с 2009 года работал запасным дежурным, дежурным по станции Харьковской дирекции ж/д перевозок ЮЖД.

Деятельность Александра Ковальчука из Ривного с транспортом не связана, но вот в 2015 году он выступил инициатором проекта "Ривненский аэропорт - наше европейское будущее". Инициатива заключалась в том, чтобы привлечь экспертов, которые бы дали оценку состоянию воздушной гавани и предоставили рекомендации по ее дальнейшему развитию.

60411638_2319548608322307_1329591737332531200_nКонстантин Касай

Есть среди мажоритарщиков "Слуги народа" и свой дорожник - Константин Касай. В девяностых он был дорожным работником в Козелецком районе на Черниговщине. С 2001 года работал инженером в Кременчугском дорожно-эксплуатационном управлении, в Службе автодорог в Полтавской области. Возглавлял филиал "Полтавский дорожный ремонтно-строительный участок". С 2008 обзавелся собственным бизнесом - так, его компания "Полтавбудсервис плюс" занимается выполнением дорожных работ.

Есть и еще один "вертолетчик" - Игорь Копытин. Сейчас он занимается торговлей автозапчастями, а с 2009 года - ведал продажами и техобслуживанием самолетов и вертолетов, руководил в школе подготовки частных и коммерческих пилотов.

Но есть и портовик. По 128 округу в Николаеве в парламент прошел Александр Гайду, который с 2011 до 2017 год возглавлял морской терминал "Ника Тера".

d8aab6aaae416236c0e80ff3b43ef837.i750x744x579

Александр Гайду

Дмитрий Киселевский, до недавнего времени директор по корпоративным отношениям "Интерпайп", попал в наш список по той причине, что "Интерпайп" - это не только трубы, но и производство колес для ж/д транспорта.

Игорь Мурдий, прошедший по округу №100 в Кировоградской области, закончил в 2013 году Харьковский национальный автодорожный университет по специальности "Строительство дорог и аэродромов". Аэродромы не строил, но возглавлял филиал "Новгородковский райавтодор" ГП "Кировоградский облавтодор".

ОПЗЖ

Александр Пономарев выиграл выборы на 75 округе в Запорожье. Выдвиженец от "Оппозиционной платформы - За жизнь" в предыдущем созыве парламента возглавлял подкомитет по вопросам автомобильных дорог и дорожного хозяйства комитета по вопросам транспорта.

Добавим немного экзотики в наш обзор. Небезызвестный Илья Кива вряд ли свяжет свою парламентскую деятельность с транспортом, но немного железнодорожного найдется и в его биографии. Сообщается, что он работал инженером-технологом, а затем и начальником промывочно-пропарочной станции Новозолотаревка ГП "Донецкая железная дорога".

"Батькивщина"

По спискам партии в парламент вновь прошел Константин Бондарев, который в созыве 2012-2014 гг. был заместителем председателя комитета по вопросам транспорта и связи ВРУ.

"Голос"

От партии "Голос" в парламент попал Петр Осадчук. Его связь с транспортом достаточно условна, но в 2003-2005 годах он занимал должность директора по международному и корпоративному праву в "Кернел Групп". Поскольку транспортный комитет ВРУ теперь планируют назвать инфраструктурным, то у Осадчука есть шансы работать именно в нем, так как с 2005 по 2015 она работал на руководящих должностях в компании "Киевстар", был причастен к внедрению стандартов 3G и 4G.

Однопартиец Осадчука Рустем Умеров также причастен к развитию цифровой инфраструктуры. С 2013 года он является управляющим партнером компании ASTEM. В профиле фирмы указано, что это компания, занимающаяся инфраструктурными технологиями, которая развивает бизнес на глобальных рынках в сфере услуг связи и эксплуатации инфраструктуры.

Мажоритарщики-самовыдвиженцы

Ярослава Дубневича на фоне большинства перечисленных народных избранников уже можно назвать настоящим "патриархом транспортного цеха" - даже не углубляясь в его бизнес-интересы, достаточно вспомнить, что в предыдущем созыве ВРУ именно Дубневич возглавлял транспортный комитет.

15390884_762977127176703_3789706944965116998_n Ярослав Дубневич 

Андрей Иванчук также в парламенте человек не новый - в Раде он с 2012 года. По данным журналистских расследований, он контролирует duty free аэропорта Борисполь. Контракт на 10-летнюю аренду торговых площадей получила компания "БФ энд ГБ Тревел Ритейл", которая расположена в одном офисе и имеет общую приемную с офисом и приёмной Иванчука. Совсем недавно фамилия Иванчука также прозвучала в связи с транспортной тематикой - президент Зеленский потребовал от нардепа отремонтировать за 175 млн грн дорогу в Космаче. Правда, оказалось, что Космач не входит в округ нардепа. "Я другой округ представляю, но я помогу", - сказал Иванчук, правда, позже у себя в Facebook написал: "Думаю, глава государства имел в виду использовать мой опыт и помочь победителю от "Слуги народа" на соседнем избирательном округе правильно оформить документы, сделать проект и, соответственно, техническую документацию".

Анатолий Урбанский - председатель Одесского облсовета. Окончил Одесский государственный морской университет по специальности "Организация перевозок и управление на морском транспорте". Занимался предпринимательской деятельностью в сфере судоремонта. С 2009 года - менеджер по управлению и административной деятельности, консультант по ремонту и техническому обслуживанию судов ОАО "Дунайсудноремонт" (г. Измаил). В 2011 году по решению общего собрания акционерных обществ избран членом наблюдательных советов ОАО "Дунайсудноремонт" и ОАО "Измаильский речной порт "Дунайсудосервис". Недавно отметился заявлением о том, что из неработающего пока аэропорта Измаил могут быть запущены рейсы лоукостеров в Стамбул и Будапешт. 

24397818 Виктор Бондарь 

Виктор Бондарь с 28 сентября 2005 года по 4 августа 2006 года он был министром транспорта и связи Украины. В 2007-2010 - возглавлял Днепропетровскую ОГА. Позже, в 2010 - 2011 гг. - был замглавы Государственной таможенной службы Украины. Интересно, что на недавних президентских выборах Бондарь даже выдвигался как кандидат от партии "Возрождение", первым главой которой в 2004 году был Георгий Кирпа.

Стоит упомянуть и о Вадиме Новинском. Он хоть и входил в предыдущем созыве в состав парламентского комитета, далекого от транспорта, но к отрасли имеет самое прямое отношение. Новинский является основателем и главным бенефициаром "Смарт-холдинга", среди активов которого, в частности, две верфи - в Херсоне и Николаеве. 

Кто войдет в комитет?

И еще раз о предполагаемом главе комитета по вопросам инфраструктуры. Владислав Криклий в 2014-2015 гг. работал советником министра внутренних дел по вопросам внедрения информационных технологий. В 2015 году был заместителем начальника Департамента ГАИ МВД Украины. С того же года - начальник Главного сервисного центра МВД Украины.

40196831_1906380809451782_1794365167933325312_nВладислав Криклий

Растиражированную СМИ информацию о том, что профильный комитет возглавит именно Криклий косвенно ЦТС подтвердили и в одной из бизнес-ассоциаций. По крайней мере, там планируют вести диалог с данным кандидатом.

Сам Владислав Криклий пока воздержался от общения. А те из собеседников ЦТС, у кого мы попытались получить информацию, пока уклоняются от ответов или не хотят быть названными в силу политического характера вопросов.

Разве что Андрей Мотовиловец в комментарии сообщил, что не отрицает возможности того, что будет работать именно в инфраструктурном комитете.

Еще один из парламентских инсайдеров проинформировал, что по имеющейся у него информации, в состав профильного комитета Рады, помимо Мотовиловца могут войти также Артем Культенко, Артем Костин, возможно, Игорь Мурдий и/или Константин Касай.

Почти все собеседники сходятся во мнении, что останется в комитете и его недавний руководитель Ярослав Дубневич, поскольку его интерес к железной дороге стабилен, как и его присутствие в парламенте.