Конкуренция на рынке грузовых железнодорожных перевозок в Юго-Восточной Европе обостряется с каждым годом. Стремясь сохранить и расширить свой бизнес, румынский холдинг Grampet Group пытается закрепиться сразу в нескольких странах региона. "Стать стратегическим игроком в Черноморском регионе и на Балканах", – такую цель поставил президент румынской Grampet Group Груя Стойко перед компаниями, входящими в возглавляемый им холдинг. В первую очередь, это относится к флагману группы – Grup Feroviar Român (GFR). Сейчас Grampet Group уже имеет активы в нескольких странах Юго-Восточной (Болгария, Венгрия, Молдова, Румыния, Сербия, Украина и Черногория) и Западной Европы (Австрия и Германия). Особенно прочно группа укрепилась в родной Румынии, а также в соседней Венгрии и Болгарии. В ближайшем будущем холдинг планирует расширить свое влияние еще на несколько стран, главным образом, балканских. Судя по приобретениям, сделанным Grampet Group за последние два месяца, отступать от намеченной цели господин Стойко, чей состояние оценивается в 400 млн евро, не собирается.
Прорыв к Адриатике Прежде всего, речь идет о покупке 75% акций хорватского национального грузоперевозчика HŽ Cargo. Решение о продаже государственной компании в пользу румынской GFR правительство Хорватии приняло в конце июле. По условиям договора, сделка будет закрыта в течение августа. В целом, румынская компания готова инвестировать в свое приобретение более 1,3 млрд хорватских кун (более 173,3 млн евро). Именно эта сумма стала козырем GFR во время торгов, позволив обойти таких серьезных конкурентов, как австрийская Rail Cargo Austria и чешская Advanced world transport (AWT).
HŽ Cargo не принадлежит к числу лидеров на рынке грузоперевозок Юго-Восточной Европы. В 2012 году грузооборот компании составил 11,4 млн тонн. К примеру, в соседней Словении государственный грузоперевозчик SŽ – Tovorni promet за аналогичный период перевалил 16,2 млн тонн грузов. Однако географическое положение Хорватии обеспечивает HŽ Cargo стратегическое значение и инвестиционную привлекательность, гарантируя инвестору доступ к морским портам республики на Адриатическом побережье (в первую очередь, Риека, Шибеник, Задар и Сплит), а также к речным портам на Дунае (Вуковар), Саве (Шишак, Славонски Брод, Жупанья) и Драве (Осиек). В целом, покупка хорватского грузоперевозчика является для GFR серьезным шагом в расширении своего бизнеса в регионе, что позволит компании обеспечивать железнодорожные грузоперевозки между Адриатическим и Черным морем.
Стоит заметить, что Grampet Group уже не первый год пытается выйти к Адриатике. Так, в 2010 году холдингу не удалось купить 85,45% акций черногорского железнодорожного грузоперевозчика MonteCargo. Тогда сделка не состоялась из-за отсутствия других, кроме GFR, претендентов и разногласий с правительством Черногории по поводу цены за пакет акций.
После неудачи Grampet Group сосредоточилась на активизации своей деятельности в других странах и в других, смежных с грузоперевозками, сферах. Именно тогда были созданы экспедиторские компании Eurorail Company (Молдова) и Eurorail Logistics Germany (Германия), обеспечивающие сопровождение грузов GFR на территории указанных стран. Заметим, что данные компании создавались по образцу Eurorail Ukraine, созданной в 2008 году, и Eurorail Serbia, созданной годом позже. Последняя, оперирует не только в Сербии, но и в других республиках бывшей Югославии, прежде всего в Черногории. Позже, в апреле 2012 года, подобная экспедиторская компания была основана и в Австрии – Grampetcargo Austria. Таким образом, Grampet Group создала своего рода собственный транспортный коридор – от портов Черного моря до портов Северного и Балтийского морей, а теперь – и до Адриатического моря.
Покупка хорватского грузоперевозчика является для GFR серьезным шагом в расширении своего бизнеса в регионе, что позволит компании обеспечивать железнодорожные грузоперевозки между Адриатическим и Черным морем.
Кроме того, в июне 2011 года группа укрепила свои позиции в вагоноремонтной сфере, завершив покупку сербского вагоностроительного завода – FŽV Želvoz (г. Смередево). Отметим, что к тому времени Grampet Group уже владела подобными заводами в Румынии (Remar Paşcani, Reva Simeria) и Венгрии (Grampet Debrecen Vagonyar kft). А в 2012 году одна из основных компаний группы – Grampet Logistics – расширила свою деятельность на сферу морских перевозок.
Домашний резонанс Вторым из недавних приобретений GFR является покупка в июне этого года 51% акций CFR Marfă (румынского национального железнодорожного грузоперевозчика). Покупка государственного конкурента позволила флагману Grampet Group усилить свои позиции на рынке грузоперевозок Румынии. Если в 2012 году доля GFR, по разным оценкам, находилась в пределах 27 – 35 % (у CFR Marfă – 45 – 48%), то после сделки этот показатель возрастет до 75 – 80%. Как заявил глава Совета по конкуренции Румынии Богдан Кирицою, присутствие на рынке компании с такой долей является серьезной проблемой для других участников. Таким образом, GFR удалось установить фактическую монополию на железнодорожные грузоперевозки в Румынии.
Упомянутая сделка вызвала большой резонанс в стране из-за непрозрачности процедуры приватизации, которая, по словам бывшего министра приватизации Валентина Ионеску, была "ниже всякой критики". В то же время, премьер-министр Виктор Понта назвал приватизацию CFR Marfă наиболее прозрачной, какая могла бы быть, а проблемы и споры, возникшие во время ее проведения, аргументировал отсутствием у государства реального выбора. Вместе с тем, заявки на участие в конкурсе, кроме GFR, участие подавали также румынская Transferoviar Grup (TFG; партнер Rail Cargo Austria) и американская OmniTRAX. Последнюю Министерство транспорта Румынии в начале июня исключило из списка претендентов, что привело к судебным разбирательствам.
Аналогичную схему GFR пыталась осуществить и в соседней Болгарии. Здесь флагман Grampet Group планировал приобрести 100% акций государственной компании "БДЖ – Товарни превози". Напомним, что румынская компания является мажоритарным акционером частного грузоперевозчика "Българска железопътна компания" (БЖК), грузооборот которой в 2011 году составил 2,07 млн тонн. В то же время "БДЖ – Товарни превози" перевалила 11,57 млн тонн грузов. Таким образом, удачная сделка могла бы привести к установлению монополии GFR и в Болгарии. Однако 20 июня этого года болгарское Агентство по приватизации и послеприватизационному контролю официально объявило о прекращении приватизации грузоперевозчика. Несмотря на такой радикальный шаг, правительство Болгарии будет вынуждено вновь вернуться к вопросу о приватизации "БДЖ – Товарни превози" из-за ухудшения ее финансового положения и обязательств перед ЕС, данных в обмен на получение в 2014 – 2020 годах финансовой помощи.
По информации агентства Reuters, GFR также проявила заинтересованность к покупке части активов государственного оператора Греции TrainOSE, а именно его подразделений, осуществляющих грузовые перевозки. Пока что судьба перевозчика не решена, окончательное количество претендентов будет установлено только 2 сентября. Вместе с тем, уже сейчас можно прогнозировать, что в данном вопросе сосредоточенность GFR на грузовых перевозках может сыграть не в ее пользу.
Кроме того, согласно официальному сайту Grampet Group, холдинг в ближайшее время планирует развивать бизнес в Чехии, Словакии и Турции а также в странах Западной Европы – Бельгии и Нидерландах. Детали пока не оглашаются.
Русский рейд в тылу Главным конкурентом Grampet Group в Юго-Восточной Европе является российская РЖД, которая также пытается стать стратегическим игроком в регионе. Пример тому – заинтересованность российской компании в создании железнодорожного коридора в обход Босфора, а также в развитии паромных железнодорожных переправ в Черном море.
В ближайшее время полем для противостояния двух компаний может стать сразу несколько стран региона, прежде всего, Греция. РЖД, как и GFR, хочет приобрести греческого перевозчика TrainOSE, но вместе с морским портом. Кроме того, РЖД также заявляла о желании развития своего бизнеса в Болгарии (покупка "БДЖ – Товарни превози") и Словакии (покупка ZSSK Cargo). Перспективы продажи железнодорожных грузоперевозчиков в этих странах пока не ясны. Если приватизация "БДЖ – Товарни превози" была отменена, то ZSSK Cargo находится в стадии реформирования. Однако результаты этих сделок будут иметь непосредственное влияние на развитие бизнеса и РЖД, и GFR.
Впрочем, реализовать эти планы Стойко сейчас будет не просто. В конце июня был наложен арест на имущество румынского бизнесмена. По этой причине Стойка не смог получить кредит в румынских банках, для того чтобы оплатить 51% акций компании «CFR Marfă», которые были приобретены на аукционе 21 июня 2013 года. Президент Румынии Траян Бэсеску заявил 22 июля, что Груя Стойка «в отчаянии ищет деньги, чтобы заплатить за победу на аукционе».