Среди возможных преемников Якунина на посту главы РЖД называют первого вице-президента РЖД Александра Мишарина, помощника президента РФ Игоря Левитина, гендиректора Уралвагонзавода Олега Сиенко, а также вице-премьера Аркадий Дворковича.
"Учитывая приобретенный жизненный и профессиональный опыт, мне предложено продолжить работу по защите интересов граждан страны, в том числе и работников железнодорожной отрасли, в качестве представителя в высшем законодательном органе власти – Совете Федерации. Вместе с тем окончательные кадровые решения будут приняты руководством государства и реализованы в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Прошу весь коллектив железнодорожников столь же ответственно и эффективно продолжать свою работу" – отметил Владимир Якунин в телеграмме, адресованной СМИ и железнодорожникам.
Читайте также "Мировая футурозона" РЖД: как Владимир Якунин объединяет континенты
Якунин покидает свой пост в связи с возможным назначением его в качестве сенатора Совета Федерации от Калининградской области. Примечательно, что он стал первым руководителем столь крупной государственной компании, который покидает руководящий пост по собственному желанию. Впрочем, наличие реального "собственного" желания вызывает сомнения.
Кто из кандидатур имеет наибольший шанс стать новым президентом РЖД? В первую очередь говоря о преемнике Якунина, называют имя первого вице-президента - Александра Мишарина. Он начал свою карьеру на различных должностях Свердловской железной дороги (филиал РЖД), в 2005 году стал членом совета директоров госкомпании, в дальнейшем стал губернатором Свердловской области. Деятельность Мишариан как политика завершилась в 2012 году, когда тот получил должность первого вице-президента РЖД.
С именем Мишарина связан скандал в СМИ. Так, в 2013 году было распространено сообщение об отставке главы РЖД Якунина, а также разослано в российские информационные агентства 19 июня 2013 года от имени премьер-министра Дмитрия Медведева. Тогда сообщалось, что новым президентом РЖД станет Александр Мишарин. Однако, органы власти в скором времени опровергли эти сведения, а инцидент назвали не более чем информационным вбросом. Поговаривают, что Мишарин тогда повел себя опрометчиво, так как даже будто бы наспех принял поздравления от поверивших в реальность оставки Якунина.
Также важно, что Мишарин сейчас курирует самый амбициозный проект РЖД (а может даже и России) – высокоскоростную ж.д. магистраль Москва-Казань. Очень годный проект под распил и в случае если Мишарин возглавит РЖД, это место освободится. Весьма заманчиво.
Наиболее вероятной кандидатурой на пост президента госмонополии является вице-премьер Аркадий Дворкович.
Впрочем, наиболее вероятной кандидатурой на пост президента госмонополии является вице-премьер Аркадий Дворкович. В середине июня правительство РФ подготовило директиву об избрании Аркадия Дворковича на должность председателя совета директоров РЖД. Государству принадлежит 100% акций РЖД, поэтому совет директоров компании назначается распоряжением правительства.
«Я уже в ближайшие дни проведу первый совет директоров в новом составе, мы будем рассматривать вопросы управления дочерними компаниями, а в июле, я думаю, как раз вернемся к вопросу пригородных и других пассажирских перевозок, а также реализации стратегических проектов — таких, как БАМ, Транссиб и высокоскоростное движение», — заявил Дворкович в преддверии своего назначения.
В начале июня 2015 года правительство досрочно прекратило полномочия совета директоров РЖД и переназначило его в новом составе. Число директоров сократилось с 11 до 10 человек. Наряду с Дворковичем в состав совета директоров РЖД вошли первый заместитель министра транспорта Олег Белозеров, заместитель министра финансов Андрей Иванов, председатель совета директоров ОАО «Технологическая компания» Дмитрий Комиссаров, председатель наблюдательного совета Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства Сергей Степашин, президент РЖД Владимир Якунин, председатель совета директоров ООО «ЕСН» Григорий Березкин, член совета директоров РЖД Медорн Хартмут, председатель совета директоров Русской холдинговой компании Александр Рязанов и генеральный директор Агентства по рекапитализации инфраструктурных и долгосрочных активов Василий Сидоров.
Дворковича в СМИ связывают с группой "Сумма", которая еще несколько лет тому назад была очень активной на транспортном рынке.
Что касается генерального директора российского предприятия «Уралвагонзавод» (УВЗ) Олега Сиенко, на данный момент нет подтвержденной информации о намерениях руководителя УВЗ претендовать на должность президента госмонополии. Еще с начала года, говоря о предположительной отставке Якунина, неоднократно называли Олега Сиенко как претендента на должность главы РЖД. Однако, на УВЗ на данный момент отказались комментировать данный вопрос.
Еще в феврале в ряде российских СМИ появилась информация о возможном назначении на должность президента РЖД помощника Владимира Путина – Игоря Левитина.
Левитин в сфере управления транспортом России человек далеко не новый – так, с 1973 по 1994 год работал в железнодорожной отрасли, дослужился до заместителя начальника военных сообщений Московской железной дороги. Потом, в 1996–2004 годах, пришел в ЗАО «Северстальтранс» (дочерняя структура металлургического предприятия «Северсталь»), где работал на ряде руководящих должностей, в том числе в должности заместителя гендиректора. В данной компании Левитин курировал железнодорожные перевозки. С тех пор многие его считают человеком, близким к владельцу «Северстали» Алексею Мордашову. С 2004 по 2012 год Левитин занимал должность министра транспорта. Что примечательно, он пережил перереформирование правительства: новом правительстве Михаила Фрадкова стал сразу министром транспорта и связи, а затем, в мае того же года, был назначен главой Минтранса. Также по утверждению СМИ, Игорь Левитин близок не только к сфере бизнеса и органам власти, курирующим транспорт, но и к самому Владимиру Якунину, по этой причине шансы политика достаточно велики.
Однако, его репутация является далеко небезупречной: так, Игорь Левитин в свое время получил прозвище «министра катастроф» за большое количество трагических происшествий на разных видах транспорта за время его работы в правительстве.
Читайте также Якунин заехал в Берлине в тупик (DW)