В начале недели Владимир Путин росчерком пера решил вопрос с региональными электричками, отмена которых зимой вызвала бурное негодование граждан. Но денег по-прежнему мало, и в следующем году пригородные пассажирские перевозки, возможно, снова столкнутся с недофинансированием. Готов ли президент РЖД Владимир Якунин как-то решать эту проблему, неизвестно.
Но точно известно, что мысли главы монополии заняты более важным делом – проектом «Транс-Евразийский пояс RAZVITIE» (ТЕПР). Последние годы Якунин воодушевленно пропагандирует его на любых уровнях и при всякой возможности. ТЕПР стал темой якунинского выступления на июльском саммите BRICS, в мае – на Шанхайском форуме, а до персональных санкций – в Милане. Анализ статей, интервью и докладов главы РЖД за последние годы не оставляет сомнений: ТЕПР захватил сознание Владимира Якунина, завкафедрой государственной политики МГУ и главы Центра научного обоснования и реализации мегапроекта «Интегральная Евразийская транспортная система».
ТЕПР является самым масштабным проектом из всех, о которых прежде приходилось слышать от руководителя транспортной компании. О чем идет речь?
Что такое ТЕПР?
Объяснить это непросто. В надежде сделать лелеемый проект более осязаемым Владимир Якунин лишь напускает туману. На саммите БРИКС глава РЖД говорил о «протяженном кластере экономического развития», а ранее называл проект «мировой футурозоной».
К счастью, в официальных документах есть раздел «Краткое содержание мегапроекта». Оттуда можно узнать, что реализуется он «на базе скоростной трансроссийской комплексной магистрали, соединяющей морские и сухопутные терминалы на восточной и западной границах России. Магистраль должна включать в себя скоростной железнодорожный комплекс, скоростную автотрассу, линию оптоволоконной связи».
В рамках ТЕПР запланировано восстановление Транссиба и БАМа. Стоимость этих работ, объединенных в программу «Восточный полигон», монополия оценила в 562,4 млрд рублей (почти 10 млрд долларов). Именно вдоль Транссиба и БАМа, пишет Якунин, будут созданы новые «отрасли промышленности (десять-пятнадцать: в частности, “лазерная индустрия, производство наноалмазов, новых электронных приборов и новых умных станков”) и новые научно-технологические инженерные города». Они же, в свою очередь, станут результатом создания «интегральной инфраструктурной системы, которая объединит транспорт, энергетику, телекоммуникации, транспортировку питьевой воды, нефти и газа».
Неслучайно, однако, Якунин характеризует проект как «межгосударственный и межцивилизационный». В Шанхае глава РЖД энергично убеждал китайцев в необходимости интегрировать ТЕПР с программой КНР «Экономический пояс Шелкового пути» – ради «полной унификации форматов и механизмов евразийского сотрудничества и общего накопления ресурсов для достижения глобальных целей». Но и это неполная картина «мегапроекта»: создаваемый «ареал естественным образом включает в себя Евросоюз, взаимодействующий через Россию, Беларусь и Казахстан с быстро растущими экономиками Тихоокеанского региона и в перспективе Северную и Южную Америку». «Проект легко тиражируется», – уверял Якунин участников саммита БРИКС.
Кто будет управлять системой?
Здесь понятнее: в России – компания Якунина. Впрочем, сам он рассуждает об этой роли с известной деликатностью и допущениями. «Если, например, проект начинает РЖД, то она втягивает в свою орбиту практически все основные, образующие основу российской экономики корпорации и [в итоге выступает] проводящей системой для инвестиций в комплексные проекты».
Какова общая смета проекта?
Во время своего прошлогоднего выступления в РАН Якунин говорил о «триллионах, и не наших рублей». В статье «Россия готова к мегапроекту, который позволит вырваться в пространство нового качества жизни» глава РЖД предположил уже другой порядок: «объем вложений должен достигать триллионов, а то и десятков триллионов евро». О вложениях «нескольких триллионов евро со стороны зарубежных инвесторов из Европы и Китая» рассуждал также психолог, директор Института опережающих исследований Юрий Громыко (числится идеологом ТЕПР наряду с советником Якунина Михаилом Байдаковым – президентом тесно связанного с РЖД «Миллениум банка», главой Фонда Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного и Центра национальной славы России).
Что известно о перспективах окупаемости?
Немногое. Возможно, сроки окупаемости проекта не рассчитаны, а может, просто не нужны. Возвратность капитала – антипод «нравственной экономики», за которую ратует Якунин («хозяйственная деятельность является не самодостаточной, а подчинена духовным ценностям»). Запад, считает глава РЖД, «навязывают России чуждые ей ценности, в частности развитие экономики ради улучшения количественных показателей». Якунин не принимает их близко к сердцу, даже говоря о планах строительства высокоскоростных магистралей. «По многим проектам существует риск, что они могут и не окупиться, – писал он. – <…> Именно поэтому во всем мире они являются социально-экономическими проектами и по большей части финансируются государством. Государства не ставят самоцелью окупаемость проекта, она не является критерием для оценки».
Кто поддерживает Якунина и его идеи?
Проект горячо поддерживает МГУ и РАН: среди его разработчиков, помимо главы РЖД, ректор Московского госуниверситета Виктор Садовничий и академик Геннадий Осипов. Российская академия наук, по словам ее президента Владимира Фортова, с готовностью примет участие в разработке всех этапов эпохального предприятия. Фортов презентовал концепцию главе государства среди трех других «макропроектов». «Это результат того, что можно было сделать на нашем скромном уровне», – замечает глава РЖД.
Минувшей весной о намерении Якунина соединить рельсами Евразию и Америку (Лондон с Нью-Йорком) через Берингов пролив, после того как о нем написало издание Siberian Times, сообщали многие западные СМИ – в спектре от Fast Company до CNN. «Кто за это заплатит?» – задается важным вопросом американский канал, но вместо ответа просто информирует зрителей о том, кто такой Владимир Якунин. «О нем говорят как о близком друге Владимира Путина, а некоторые источники даже считают его самым вероятным преемником российского президента». Такое вот исчерпывающее объяснение.
Читайте также Лучшие перлы главы РЖД из его лекции "Глобализация и капитализм"