Самый богатый в мире дагестанец контролирует крупнейший порт России на Черном море, строит нефтяной терминал в Роттердаме, предпринимает попытки зайти в зерновые терминалы Латинской Америки и Австралии, и даже выступает подрядчиком строительства железнодорожных путей. По словам Зиявудина Магомедова выручка его группы "Сумма", которая считается одной из наиболее закрытых в мире, составляет около 10 млрд долларов, что автоматически включает предпринимателя в пул наиболее влиятельных людей России.  Однако, закрытым является не только бизнес группы, но и сам Магомедов – за двадцать лет он дал только два интервью (оба в текущем году), что впрочем не мешает ему заявлять о строительстве одной из ведущих частных инвестиционных компаний мирового уровня.

В текущем году стало очевидно, что немалую роль в достижении этой цели должно сыграть именно зерно. Магомедов начал продвигать идею создания глобального инфраструктурного оператора на базе Объединенной зерновой компании, прошелся по банкам в поисках огромных кредитов для покупки австралийского агрохолдинга GrainCorp, а в октябре его структуры впервые зашли в Украину.

Невероятный размах О своих планах на зерновом рынке Зиявудин Магомедов не склонен рассказывать детально и отделывается общими фразами. Однако, в ноябре российская газета "Известия" раздобыла любопытное письмо руководства Внешэкономбанк премьеру РФ Дмитрию Медведеву,  в котором обсуждаются среди прочего и планы группы "Сумма".

Из документа следует, что группа предлагает создать до 2018 года "глобального инфраструктурного оператора на базе Объединенной зерновой компании" (ОЗК), которую "Сумма" купила у государства полгода назад за 6 млрд рублей. Одним из ключевых шагов в этом должно стать приобретение австралийского агрохолдинга GrainCorp. Планируемая стоимость покупки — 3 млрд. долларов говорится в материалах Внешэкономбанка. Оставшиеся после покупки деньги, около 2 млрд. долларов компания Магомедова планирует потратить на инвестпроекты в России.

В интервью газете "Ведомости" Магомедов признался, что его интересует не только нефть: "Мы глобально хотели бы заниматься commodities. Россия — страна, богатая различными видами сырья и практически все они уже консолидированы. И только зерновые — один из самых ключевых видов сырья — в России не консолидирован. Базовых моделей здесь две: либо ты должен стать крупнейшим фермером, либо ты консолидируешь ключевую инфраструктуру. Мы идем по второму пути и добились уже определенных успехов.  Совокупная мощность терминалов Новороссийского узла — 11 млн т. Есть прогнозы, что к 2020 г. экспорт зерна из России составит 30-40 млн т, наши планы довести возможность Новороссийского узла до 18-20 млн т. Сделать это можно к 2015 г., но это будет зависеть и от развития железной дороги", - рассказывает предприниматель.

Тем не менее, вопрос поиска средств для глобального развития остается открытым. Так, недавно группе "Сумма" в кредите на покупку австралийских зерновых активов  отказал Внешэкономбанк. Как пишет газета "Известия", ознакомившись с представленными материалами проекта, банк оказался недоволен. В частности, госкорпорацию смутила высокая долговая нагрузка, отсутствие подтверждения источников собственных средств "Суммы", непрозрачность юридической структуры сделки и, как следствие, отсутствие финансовой схемы реализации проекта, обеспечивающей приемлемые механизмы гарантирования возвратности кредитных средств. ВЭБ также недоволен отсутствием количественного анализа ожидаемых синергетических эффектов для ОЗК.

Союз нерушимый  Магомедов хочет создать на базе ОЗК глобального игрока уровня Glencore или Cargill, а для этого, по его словам, необходимо развитие не только в России, но и "во вне". Несмотря на то, что сам собственник "Суммы" больше говорит о Латинской Америке и Австралии, наиболее логичным для него является развитие в первую очередь в соседней Украине. Что, по видимому, уже и происходит. 

Одно из подразделений группы "Сумма" – компания "Союз" на сегодняшний день является одним из самых быстроразвивающихся российских зернотрейдеров и расширяет свое присутствие в странах причерноморского региона. Во втором полугодии 2012 года "Союз" зашел на украинский рынок зерна и нанял для своего местного подразделения опытного трейдера Bjoern Stendel, который в 2010 году проводил зерновые операции в Украине в интересах канадской компании Viterra.

В Украине Магомедов полагается на опытного трейдера Bjoern Stendel

Компании "Союз трейдинг" (Россия) и Soyuz Commodities (Швейцария) были зарегистрированы только в прошлом году. Однако, уже в текущем году по данным ИК "Тройка диалог" Soyuz Commodities экспортировала около 30 тысяч тонн зерна.

Интересно, что "Сумма" добилась статуса поставщика зерна для Египта, когда ее торговое подразделение — компания "Союз"— выиграло тендер GASC (государственный трейдер Египта) на поставку 60 тысяч тонн российской пшеницы.  Так совпало, что почти в то же время  GASC принял решение удалить Украину из списка поставщиков зерна в Египет в связи с планируемой Киевом приостановкой экспорта.

Для масштабов бизнеса Магомедова нынешние объёмы "Союза" микроскопичны и очевидно, что это только первые шаги. В дальнейшем оборот будет расти только в геометрической прогрессии. "Планы "Суммы" в Украине – создаем мощную компанию. Трейдинг, растениеводство, инвестиции в элеваторы. Пока у нас еще очень маленький офис. Но так будет не долго", - цитирует Бьорна Штенделя Forbes.ua. По словам эекспертов рынка, группа моет приобрести одного из крупнейших игроков украинского агрорынка - холдинг "Украинские аграрные инвстиции".

Пока не ясно на закупку каких объёмов украинского зерна рассчитывает "Сумма", а тем более через какие портовые мощности будет проходить его перевалка. По словам Магомедова, в России наблюдается дефицит перевалочных мощностей для экспорта сельхозпродукции. Особенно остро он ощущался в прошлом году, когда страна экспортировала рекордные 27,2 млн тонн зерна. "Мы, как группа "Сумма", хотим только на юге увеличить с сегодняшних 11 млн тонн возможность нашего порта до 17 млн тонн зерна", - сказал Магомедов.

Однако, в предыдущем году перевалка зерна в базовом для группы Новороссийском порту составила только 6,5 млн тонн – загрузка на уровне 65%. В текущем году экспорт всего российского зерна не превысит 12 млн тонн, что лишь немного превышает возможности одного НМТП (порт перевалил за десять месяцев около 7 млн тонн зерна). Откуда должны появиться ожидаемые Магомедовым объемы, тем более, что "Сумма" собирается развивать зерновой терминал еще и на востоке РФ (10 млн тонн), а под боком – в Тамани терминал прикупил еще и Glencore c Kernel?

По словам Магомедова, решения инфраструктурных проблем, сдерживающих развитие экспорта – это первый шаг, вторым должно стать включение ОЗК в стремительное наращивание производства зерна. Чтобы узнать насколько стремительным окажется такой рост, и какую роль уготовил украинской пшенице Зиявудин Магомедов, возможно, придется ждать долго. То, что начинает делать собственник "Суммы" сегодня – это очень длинная игра с прицелом на астрономического размера сумму.