"На сегодня Cargill уже есть, если "стрельнет" еще и Glencore, то этого будет достаточно", – рассказывает начальник Ильичевского морского торгового порта (ИМТП) Александр Григорашенко после встреч с представителями обоих инвесторов, которые состоялись в конце октября. Речь идет о реализации совместных инвестиционных проектов, предполагающих расширение перевалочных мощностей порта. Наиболее вероятным вариантом совместной работы является концессия. Несмотря на то, что в настоящее время в гавани уже работает сразу четыре частных оператора – ЧП "Контейнерный терминал Ильичевск" (КТИ), ООО "Рисоил", ПАО "Ильичевский масложировой комбинат" (ИМК), а также ООО "Трансбалктерминал", осуществлять перевалку наиболее прибыльных грузов в необходимых объемах порт пока не в состоянии.

Динамика перевалки Ильичевский порт располагает мощностями для перевалки более 30 млн. тонн грузов в год, в том числе 1,15 млн. TEU контейнерных грузов. Наличие ряда специализированных терминалов и комплексов позволяет предприятию обрабатывать навалочные, насыпные, наливные и генеральные грузы. 29 причалов порта дают возможность принимать суда с осадкой 14 метров и грузоподъемностью до 100 тыс. тонн, в частности – три океанских контейнеровоза вместимостью свыше 5 тыс. TEU одновременно.

Несмотря на это, в прошлом году объем грузопотока ИМТП составил лишь 13,53 млн. тонн, сократившись по сравнению с 2010 годом на 10%. При этом, в тот же период объемы перевалки транзитных грузов в порту достигли 4,546 млн. тонн, увеличившись на 7%. "Одной из причин уменьшения объемов перевалки грузов в порту, особенно – по наиболее доходным направлениям, стало то, что крупные мировые контейнерные линии типа Maersk перешли на обслуживание в ЗАО "Ильичевский морской рыбный порт" (ИМРП), контролируемое группой "Приват" Игоря Коломойского. Он располагает мощностями для обработки 1,5 млн. тонн грузов в год, в том числе – зерновым комплексом с потенциалом 350 тыс. тонн ежегодно", – отмечает аналитик АК Kreston GCG Максим Авксентьев.

Тем не менее, уже в январе-сентябре этого года объем грузооборота в ИМТП возрос до 10,685 млн. тонн или на 8,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, что на 2% больше планового показателя. "Однако, наряду с этим, динамика объемов перевалки контейнерных грузов в порту остается отрицательной, – подчеркивает г-н Авксентьев. – Так, например, в первом полугодии КТИ сократил объем обработки контейнеров на 21%".

Руководство ИМТП и Сargill подписали протокол о намерениях, предполагающий строительство комплекса по хранению и перевалке зерновых и масличных культур годовой мощностью 4,5 млн тонн.

Впрочем, по данным Александра Григорашенко, КТИ возобновил свою работу лишь 16 февраля этого года. К тому же, согласно договору, о совместной деятельности между портом и КТИ, производственные мощности терминала будут расширены на первый и второй причалы порта. А это позволит существенно увеличить объем контейнерного грузопотока.

Что касается наливных грузов, то, по данным начальника ИМТП, сейчас их перевалкой занимаются "Рисоил терминал", которое в январе-сентябре обработал 793 тыс. тонн, и ИМК, объем грузопотока которого составил 362 тыс. тонн. "На перевалке зерна в порту специализируется "Трансбалктерминал", – напоминает г-н Григорашенко, – и по итогам девяти месяцев объем его грузооборота достиг 1,563 млн. тонн".

Таким образом, при общем объеме грузопотока порта в этот период в размере 10,685 млн. тонн, объем перевалки грузов частными операторами составил 2,718 млн. тонн, не считая контейнеров. То есть – менее 25%. А потому руководство ИМТП крайне заинтересовано в расширении присутствия негосударственных инвесторов на территории порта.

Терминал от Сargill Одним из них наверняка станет компания Cargill, которая является одним из крупнейших мировых производителей и поставщиков сельскохозяйственной продукции, а также промышленных и финансовых продуктов и услуг. В Украине она работает на зерновом и масличном рынках, оставаясь одним из главных игроков этого сегмента. В частности, она владеет двумя маслоэкстракционными заводами в Донецкой и Херсонской областях.

Пока часть своих грузов Cargill переваливает через ИМТП. "Речь идет о наливных грузах, обработку которых осуществляет "Рисоил терминал", – уточняет г-н Григорашенко. – Хотя, к сожалению, мы не располагаем информацией о том, каковы объемы ее грузопотока". Войдя в число ведущих сельхозпроизводителей Украины, компания начала искать возможности для создания собственной портовой инфраструктуры по перевалке зерна, а также мясного животноводства. Так, 18 октября руководство ИМТП и Сargill подписали протокол о намерениях, предполагающий строительство комплекса по хранению и перевалке зерновых и масличных культур годовой мощностью 4,5 млн тонн.

По информации начальника ИМТП, комплекс будет размещен в районе десятого причала. Проект будет реализован на условиях концессии, а объем инвестиций составит примерно 80-90 млн. долларов - окончательная его стоимость станет известна после разработки технико-экономического обоснования. А сроки выполнения работ, соответственно, после согласования ключевых условий и утверждения инвестиционных соглашений.

"Мы рассчитываем, что объем продукции, владельцем которой является компания Cargill, позволит максимально загрузить мощности терминала в самые короткие сроки после его введения в эксплуатацию", – подчеркивает г-н Григорашенко. И это значит, что реализация этого проекта позволит увеличить объем перевалки грузов частными операторами в ИМТП, как минимум, до уровня, превышающего 7 млн. тонн или – почти в 1,7 раза. Соответственно, общий объем грузооборота порта может достичь почти 20 млн. тонн.

Интересы Glencore Еще одним крупным инвестором, на привлечение которого надеется руководство ИМТП, является крупнейший в мире сырьевой трейдер – компания Glencore International AG. О масштабах ее деятельности позволяет судить наличие в портфеле ее активов 35% уставного фонда такого горнодобывающего гиганта, как компания Xstrata Plc., крупного пакета акций ОК "РусАл", ряда заводов по производству цветных и черных металлов, а также – нефтегазовых и сельскохозяйственных компаний на пяти континентах.

В Украине Glencore работает на зерновом и масличном рынках. До недавнего времени компания переваливала зерновые, в частности, через "Трансбалктерминал". Однако сейчас она в число клиентов порта и его частных операторов не входит.

В марте прошлого года Glencore заявила о намерении инвестировать 523 млн. грн. в строительство маслоэкстракционного завода на базе ОАО "Любашевский элеватор" в Одесской области. И параллельно с этим она начала присматриваться к портовой сфере. В последние месяцы ее представители стали проявлять заинтересованность в реализации каких-либо инвестиционных проектов на базе ИМТП и начали переговоры с руководством предприятия. "На данном этапе говорить о чем-либо конкретном еще рано, – сообщает г-н Григорашенко. – Однако, следует подчеркнуть, что мы ведем переговоры и с многими другими иностранными и украинскими инвесторами об их участии в тех или иных конкурсах на получение концессий".

В целом на сегодня, по данным пресс-службы ИМТП, в общем объеме грузооборота порта доля навалочных грузов составляет примерно 50%, генеральных – 40% и наливных – 10%. В частности, из обработанных за десять месяцев этого года 11,918 млн. тонн грузов зерновые составили только 1,719 млн. тонн. Однако, как прогнозируют эксперты, в обозримом будущем данное соотношение претерпит существенные изменения. "Менеджмент ИМТП не случайно уделят особое внимание именно проектам по созданию дополнительных мощностей для перевалки зерна и пищевых масел, – подчеркивает Авксентьев. – Пока доля этих направлений в общем объеме грузопотока порта не превышает 15%, чего ему явно мало. Неоднократно случалось, что порт не мог удовлетворить спрос на обработку зерновых из-за собственных ограниченных возможностей. А реализация этих проектов позволит увеличить общую пропускную способность ИМТП на 15 млн. тонн".