Покупка американской корпорацией Cargill доли в крупнейшем агрохолдинге Украины UkrLandFarming (УЛФ) будет иметь огромные последствия не только для агрорынка, но и для портовой отрасли. Дело в том, что Cargill – одна из немногих крупных международных зерноторговых компаний, не имеющих собственной портовой перевалки в Украине. Условное "СП" Каргилла и УЛФ получило выгодно расположенный земельный участок, принадлежащий компании Бахматюка, с одной стороны и финансовые возможности мирового зернотрейдера – с другой. Как будут распределены роли в этом проекте – неизвестно, но очевидно, что американцы получат наконец-то возможность начать долгожданное строительство зернового терминала.
Читайте также Замок из песка: кто и зачем собирается строить мегапорт в Крыму
Зерновой трубопровод Бахматюка Олег Бахматюк, после того как построил крупнейший в Украине агрохолдинг UkrLandFarming, озаботился необходимостью иметь собственные портовые мощности. Его компания планирует в течении 2013/14 МГ экспортировать более 2,5 млн тонн зерна и войти в тройку крупнейших экспортеров страны.
В конце 2012 года Бахматюк ошарашил всех амбициозным проектом "зернового трубопровода" стоимостью 2,5 млрд долл. Он предусматривал строительство на территории Украины ряда элеваторов общим объемом 5 млн т, строительство порта перевалкой 10 млн т, закупку 3 тыс. вагонов-зерновозов и строительство 5–7 морских судов для перевозки зерновых. Конечная его цель — налаживание канала поставок зерновых, в первую очередь кукурузы, как в Китай, рынок которого до сего времени был закрыт для Украины, так и на Ближний Восток и в Северную Африку, куда UkrlandFarming уже поставляет свою продукцию.
С этой целью UkrlandFarming прикупил неплохой участок в порту Южный. Об этом стало известно в марте 2013 года из проспекта эмиссии еврооблигаций агрохолдинга. В документе утверждалось, что компания имеет право собственности над 68,6 га в Малом Аджалыкском лимане. По расчетам ЦТС-Консалтинг, диапазон стоимости такого участка может составлять около 18-22 млн долл. (подсчеты основываются на данных о стоимости выкупа земельных участков на территории Индустриального парка – проекта, реализуемого группой компаний ТИС в порту Южный). Но по словам генерального директора агрохолдинга Галины Василик, сказанным в августе того же года, площадь участка уже составляет 200 гектар. Эта территория является достаточной для того, чтобы строить не только зерновой терминал, но и иметь возможности для перевалки других грузов, считает она.
Однако, расчёт на китайских инвесторов оказался неудачным. Идею "зернового трубопровода" ловко перехватила государственная корпорация ГПЗКУ, которой в конечном итоге и удалось склонить китайцев к сотрудничеству. А 5 декабря в Пекине даже был подписан меморандум о намерениях построить в Крыму огромный мегапорт из зернохранилищем на 20 млн тонн.
Идею "зернового трубопровода" ловко перехватила государственная корпорация ГПЗКУ
Казалось, мечту о порте Бахматюку придется отложить в долгий ящик. Многое даже пророчили его компании дефолт. Но Галина Василик продолжала гнуть свою информационную линию: "Компания в поисках. Делаем технико-экономическое обоснование и все документы для того, чтобы эффективно и хорошо представить проект инвестору", или "Наши специалисты исследуют рынок на предмет того, какие услуги или дополнительные грузы там можно переваливать. Мы надеемся, что эти партнеры будут из-за границы. Наш владелец и вся наша команда сейчас нацелены на поиски такого партнера", - утверждала генеральный директор "Укрлендфарминга".
Осенью в планах развития порта Южный, среди прочих проектов, появились и данные "Укрлендфарминга": до 2016 года построить порт мощностью 7 млн тонн за 1 млрд грн. При этом, по словам самого Бахматюка строить планируют начать уже в марте-апреле 2014. Оставалось понять, на кого же так надеются в агрохолдинге?
Шотландцы из прерий Cargill, одна из крупнейших частных компаний США, входящая в мировую тройку трейдеров, уже давно активно ищет площадку под строительство собственного портового терминала в Украине. Большие планы по экспорту зерна из региона обуславливают необходимость инвестиций в создание собственных портовых мощностей. Пока что компания довольствуется только маленьким (мощностью около 30 тысяч тонн) терминалом в Ростове-на-Дону (Россия), а также недавно приобретенной 25%+1 акция долей продала 25% плюс 1 акция в ОАО «Комбинат «Стройкомплект» (порт Новороссийск). Это никак не может удовлетворить американцев и не соответствует масштабности их поставок.
Cargill хотела обзавестись собственными портовыми мощностями в Украине уже давно, однако не могла этого сделать из-за проблем возникших в приглянувшемся им ранее земельным участком в Ильичевском порту (ИМПТ). Ситуация сдвинулась с мертвой точки после принятия Закона о морских портах. В октябре прошлого года Cargill подписал с руководством ИМТП протокол о намерениях построить комплекс по хранению и переработке зерновых и масличных культур годовой мощностью в 4,5 млн т. В документе указано, что компания Cargill Украина планирует принять участие в концессионном конкурсе на один из целостных имущественных комплексов в Ильичевском морском торговом порту. Эксперты оценивают стоимость его строительства в 80-90 млн долларов.
В заявлении ULF по поводу сделки с Cargill акцентировано внимание на том, что партнеры обсуждают развитие проектов в разных отраслях, включая сектор логистики
"Уже более 15 лет мы искали возможности для расширения нашего бизнеса в украинских портах. Мы рады, что сегодня мы достигли важных договорённостей в Ильичевском порту и надеемся плодотворно поработать вместе" - заявил тогда Президент компании Cargill Давид МакЛеннан.
Но дело в Ильичевском порту застопорилось из-за "земельных проблем", а год спустя (в сентябре 2013 года) стало известно, что компания "Каргилл АТ", являющаяся дочерним предприятием Cargill, и некая компания MV Cargo, владеющая землёй в акватории порта "Южный", подписали Меморандум о намерениях.
Разворот на 180 градусов В то время, как в Пекине подписывался меморандум о строительстве порта в Крыму, Бахматюк сделал геополитический кульбит и развернулся на 180 градусов с восточного вектора на западный. Он продал 5% "Укрлендфарминга" Cargill за 200 млн долларов. Таким образом, весь UkrLandFarming оценен в 4 млрд долларов.
"Исходя из EBITDA УЛФ в 2012г в размере 0,8 млрд. дол., новый стратегический партнер УЛФ оценил компанию в 5 EBITDA – оценка компании является близкой к рыночной, так как публичные украинские агрохолдинги схожего профиля оцениваются сейчас в 4-7 EBITDA", - считает аналитик ЦТС-Консалтинг Андрей Товстопят.
В заявлении ULF по поводу сделки с Cargill предоставленном порталу ЦТС акцентировано внимание на том, что партнеры обсуждают развитие проектов в разных отраслях, включая сектор логистики и международного сотрудничества. В частности, речь идет о взаимной поддержке при выходе на азиатские рынки, включая рынок Китая.
"Каргилл заключил сделку с УЛФ, преследуя несколько целей: во-первых, в лице УЛФ Каргилл получает стратегического партнера, который является крупнейшим производителем зерна в Украине (2 млн. тонн зерна в 2011г), компании могли договориться о гарантированной продаже 1,0-1,5 млн. тонн зерна, таким образом, Каргилл обеспечивает экспортный поток зерна "из одних рук" (в 2012г объем экспорта зерна компанией Каргилл составил 0,88 млн. тонн, за 11 мес. 2013г – 1,0 млн. т.), с другой стороны, УЛФ получает гарантированный сбыт большей части выращенного на своих полях зерна", - рассказывает Андрей Товстопят.
Второй не менее важной целью для Каргилла является возможность в ближайшем будущем начать строительство морского зерноперевалочного терминала в порту Южный на участке земли, принадлежащей УЛФ, считает эксперт.
Читайте больше о компании Cargill в спецрубрике Крупнейшие грузовладельцы