В поисках выхода из экономического кризиса Греция не перестает удивлять инвесторов заманчивыми предложениями. Так, гендиректор греческой компании Eurobank Property Services Димитрис Андритсос заявил о возможности создания сухопутного транспортного коридора в обход морских проливов Босфор и Дарданеллы. По его мнению, двигателем проекта, который соединит болгарские порты Варну и Бургас с греческим Александруполисом, может стать РЖД.

Предложенный проект не является исключительно греческой инициативой, а упрощенной версией мультимодального коридора Sea2Sea, утвержденного Еврокомиссией в рамках программы TEN-T. Основной целью проекта является уменьшение зависимости стран ЕС от "перегруженного" морского пути и создание нового, альтернативного пути. Упомянутый коридор должен соединить железной дорогой (а впоследствии и автомобильными дорогами) порты Северо-Восточной Греции (Александруполис, Кавала) с болгарскими портами на Черном море (Варна, Бургас) и Дунае (Русе). Пока что проект находится в стадии изучения возможностей и перспектив данного транспортного коридора. Общая стоимость работ, которые должны завершиться в декабре 2014 года, составляет 1,5 млрд евро, половину из которых вносит Еврокомиссия, половину – Греция и Болгария.

Греческая распродажа Дальнейшая судьба проекта зависит от нескольких факторов. В первую очередь – от того, кто станет владельцем греческих государственных компаний TrainOSE (оператор пассажирских и грузовых перевозок) и ROSCO (компания, которая обслуживает железнодорожную инфраструктуру). При этом сами железные дороги останутся в собственности государственной Организации железных дорог Греции (OSE).

Приватизация упомянутых компаний начнется только в июне этого года. По словам министра развития Греции Костиса Хадзидакиса, приватизация завершится только в конце 2013 года или в начале 2014 года. Официально об участии в конкурсе заявили три компании: российская РЖД, французская SNCF и румынская Grup Feroviar Roman (GFR). Кроме того, в апреле 2013 года в греческом правительстве сообщили, что интерес к покупке TrainOSE проявляют также китайские компании, не уточнив при этом какие именно.

Все упомянутые выше компании имеют реальные шансы приобрести TrainOSE и ROSCO, однако наиболее заинтересованными являются РЖД и GFR. В марте текущего года глава РЖД Владимир Якунин заявил о предпочтении покупки TrainOSE вместе с морским портом. В начале июня этого года он предложил приобрести порт Тессалоники, второй по значимости порт Греции. Вместе с тем, ближе всего к Черному морю расположен порт Александруполис – один из 12 портов, о приватизации которых было заявлено в октябре 2011 года. Однако пока не ясно, удастся ли РЖД приобрести порт вместе с TrainOSE.

В начале июня Владимир Якунин отправил письмо президенту РФ Владимиру Путину, в котором просит выделить компании госфинансирование на сделку. "У РЖД есть уникальная возможность объединить железнодорожные и портовые проекты в Греции с уже реализуемыми проектами развития инфраструктуры в Сербии, использовать потенциал приобретенной логистической компании GEFCO для увеличения объемов перевозок по соответствующему транспортному коридору", - пишет Якунин. Он подчеркивает, что интерес к активам проявляют также компании из Китая, Франции и арабских государств.

Если государство денег не даст, то рассматривается вариант участия в торгах "с одной из крупных греческих компаний в области инфраструктурного строительства", а также с железными дорогами Франции. Якунин предлагает еще один вариант: порт Thessaloniki может купить какая-нибудь другая российская компания, "уполномоченная правительством".

Как ожидается, конкурсный отбор претендентов на покупку трех компаний может начаться уже в июне.

Заявление Якунина обретает особую важность в контексте другой российской инициативы. В 2008 году министр транспорта РФ заявил о планах по созданию к 2015 году Черноморского кольца железнодорожных паромных переправ. Проект должен соединить черноморские порты – "Кавказ" (Россия), Ильичевск (Украина), Варна (Болгария), Стамбул (Турция) и Поти (Грузия). Именно в рамках этого проекта в феврале 2009 года была открыта паромная переправа между российским "Кавказом" и турецким Дериндже (к востоку от Стамбула). Кроме того, недавно, 3 июня, была открыта регулярная ро-ро линия между Новороссийском и Дериндже.

GFR о подобных стратегических планах не заявляла. Однако компания уже осуществляет грузовые перевозки в соседних с Румынией странах, в том числе и в Болгарии. Также GFR владеет акциями АД "Българска железопътна компания" – второго в стране грузового перевозчика после государственной компании "БДЖ – Товарни превози" (так называемый БДЖ Карго), и планирует приобрести часть акций последней. Покупка TrainOSE для румынской компании станет очередным этапом в расширении своего бизнеса в Юго-Восточной Европе.

Болгарский торг Вторым фактором является позиция Болгарии по отношению к данному проекту. Во-первых, София может его заблокировать. Подобный прецедент уже был, когда в декабре 2011 года Болгария отказалась от участия в проекте по строительству трубопровода Бургас – Александруполис, аргументировав отказ экономической нецелесообразностью.

Во-вторых, маршрут дороги окончательно не определен именно на болгарской территории. Если с греческим участком железной дороги протяженностью 180 км (Александруполис – Питион – Орменио – болгарская граница) ситуация ясна, то с болгарским возможны варианты.

Наиболее вероятным и оптимальным является маршрут протяженностью около 360/300 км по уже существующей ветке Варна/Бургас – Карнобат – Ямбол – Нова Загора – Стара Загора – Димитровград – Симеоновград – Свиленград – греческая граница. Именно этот вариант маршрута содержится в описании мультимодального коридора Sea2Sea, однако не является окончательным. К тому же, отдельные участки указанного пути являются частью трех панъевропейских коридоров: Варна/Бургас – Стара Загора (VIII коридор), Димитровград – Стара Загора (IХ коридор) и Димитровград – Свиленград – греческая граница (Х коридор). Заметим, что участок до Димитровграда электрифицирован и является преимущественно двухпутным, что делает данный маршрут более предпочтительным.

Также возможен вариант прокладывания маршрута напрямую: по существующей однопутной дороге Нова Загора – Симеоновград. Его главным преимуществом является расстояние, что позволит сократить время в пути. Однако на данный момент эта ветка используется очень слабо и требует значительной реконструкции. К тому же, она отдалена от коридора в направлении Дуная: Димитровград – Стара Загора – Велико Тарново – Русе. Этот маршрут может использоваться как вспомогательный – для соединения VIII и Х панъевропейских коридоров.

Одним из наименее реальных маршрутов является "выпрямленный" вариант дороги. Еще в 1980-х годах в Болгарии было предложено проложить прямую более короткую ветку из Бургаса в Свиленград через Средец – Елхово – Симеоновград. Другим наименее реальным маршрутом является путь Димитровград – Подкова – Комотини – Кавала/Александруполис. Оба эти варианта являются очень затратными.

В-третьих, "БДЖ – Товарни превози" сейчас находится в стадии приватизации. Об участии в нем заявили GFR и РЖД. По информации болгарского издания Investor.bg, интерес к перевозчику проявили также "Укрзализныця" и чешский частный перевозчик Advanced world transport (AWT).

Турецкие весы Определяющим фактором также может стать позиция Турции, поскольку от проекта Sea2Sea могут пострадать, в первую очередь Стамбульский порт и порты Мраморного моря. Пока что турецкое правительство не выразило официальной позиции по отношению к нему. Оно может разными способами блокировать проект или предложить свой, более заманчивый вариант. Во-первых, традиционный морской путь, несмотря на загруженность, может оказаться более выигрышным для перевозчиков. Во-вторых, сейчас Турция и так имеет налаженное паромное сообщение со всеми странами Черноморского региона, поэтому может самостоятельно обеспечить транспортировку грузов к своим портам в Эгейском и Средиземном морях.

Судьба проекта Sea2Sea в большей степени находится в руках инвесторов, желающих приобрести активы в железнодорожной отрасли Болгарии и Греции. Сейчас тяжело говорить о его реалистичности, однако если он будет воплощен, то поспособствует разгрузке морских проливов Босфор и Дарданеллы, увеличив роль Болгарии и Греции как транзитных государств. Решающим для Sea2Sea станет 2014 год, когда завершится изучение перспектив проекта и будут приватизированы основные железнодорожные перевозчики стран-участниц.

Читайте также материал ЦТС Завоевание Европы: "РЖД" взяла курс на приобретение иностранных активов

Турецкие амбиции: кому нужен второй Босфор