В утвержденном в августе финплане "Укрзализныци" капинвестиции были уменьшены до 12,6 млрд грн, в отличие от первоначально предполагавшихся 20,1 млрд грн. Из указанной сумы на капремонт путей пойдет 3,5 млрд грн, а на реконструкцию объектов - 5,4 млрд грн. Снижение объемов финансирования объясняют влиянием коронакризиса, который отразился на реализации инфраструктурных проектов во многих странах.
И если для большинства европейских государств новый кризис стал неожиданностью, то Греция еще не отошла от последствий финансового кризиса середины 2010-х годов. Тем не менее, после многолетних задержек в стране сейчас реализуются или планируются несколько крупных железнодорожных инфраструктурных проектов. Кроме того, китайские инвестиции в порт Пирей могут стимулировать рост инвестиций в ближайшем будущем.
Railway Gazette и эксперт в сфере ж/д транспорта Тома Бачич подготовили обзор того, каким проектам дан ход в Греции. ЦТС публикует сокращенный перевод материала.
Замороженные проекты возвращаются к жизни
26 июня 2020 года стало новой вехой в долгой борьбе за возрождение греческой железнодорожной сети. В этот день было запущено движение пассажирских дизель-поездов по 71-км маршруту между городами Кьятон и Рододафни на северо-западе полуострова Пелопоннес. Это - часть маршрута, соединяющего Афины с городом Патры.
Это событие греки вполне могут рассматривать как повод для оптимизма, поскольку инвестиции в железнодорожную инфраструктуру в Греции сильно пострадали в результате финансового кризиса 2010-х годов.
Когда-то Пелопоннес обслуживался обширной узкоколейной (1000 мм) сетью, (которую, кстати, вводили в эксплуатацию вплоть до 2010 года). Когда инвестиции прекратились, правительство взяло на себя обязательство поддерживать законсервированную узкоколейную инфраструктуру - но маловероятно, что многие линии метровой колеи, особенно проходящие по сельской местности, будут когда-либо возрождены.
Однако это не касается бывшей линии с шириной колеи 1 метр из Афин в Патры. Сейчас ее перестраивают в двухпутную электрифицированную магистраль шириной 1435 мм, некоторые участки которой подходят для проезда поездов со скоростью 200 км/ч.
Первая фаза этого проекта была реализована в 2005-2007 годах, когда 105 км новой линии заменили старую узкоколейку, идущую от Афин до Коринфа и Кьятона. Бюджет составил 620 млн евро, что покрыло прокладку 5 тоннелей и 4 секций перекрытия общей протяженностью 9,7 км. Электрификация линии обошлась в 27,3 млн евро.
На недавно завершенном участке Кьятон-Рододафни потребовалось еще больше тоннелей, что привело к увеличению затрат до 920 млн евро. Шесть буровых в сумме проложили 11 км тоннелей, к которым добавлены 8 тоннелей аварийного доступа и еще 13 секций перекрытия. Тестовый запуск состоялся 17 апреля. Хотя электрификация еще не завершена, ее бюджет составит 69 млн евро.
Таким образом, невыполненной остается реконструкция последних 32 км до г. Патры. Ее стоимость оценивается еще в 91 млн евро. Ожидается, что работы над последним участком начнутся в следующем году.
Коридор Север-Юг обретает форму
Со стратегической точки зрения, главная железнодорожная артерия страны - это 500-км магистраль, которая идет с севера на юг и соединяет Афины с Салониками. Правительство страны согласилось электрифицировать этот маршрут еще в 1995 году, но более серьезной проблемой была необходимость перестроить значительные участки железной дороги в горной местности. На большей части расстояния между Афинами и Салониками параллельно железной дороге проходит автомагистраль, так что модернизация ж/д линии в значительной степени была вызвана необходимостью обеспечить более конкурентоспособное время в пути.
Одновременно с электрификацией, были утверждены две новые двухпутные линии. Кратчайший отрезок Евангелисмос-Лептокария длиной 38,8 км открылся в июле 2004 года.
Южнее еще в 1997 году начались работы по перестройке 106 км пути между Титореей и Домокосом, который включает не менее 23 км тоннелей. Этот путь должен был заменить горную однопутную железную дорогу, сократив расстояние на 16 км. Линия была разделена на несколько участков. Когда из-за финансовых проблем в стране строительство было приостановлено, большая часть 54-км отрезка линии между Титореа и Лианоклади уже была готова, за исключением 9-километрового туннеля Kallidromo.
Этот участок должен был быть завершен к декабрю 2012 года, но работы возобновились только в 2014 году, и новая линия была окончательно сдана в эксплуатацию 31 января 2018 года. Еще один, 31-км участок открылся почти через год. Общая стоимость модернизации сейчас составляет 1,8 млрд евро.
Маршрут рассчитан на движение со скоростью 200 км/ч. Национальный оператор Trainose планирует пустить между Афинами и Салониками наклоняемые поезда Pendolino, чтобы вовсю использовать потенциал новой инфраструктуры.
Первые испытания проводились в августе и сентябре 2018 года с использованием поезда ETR485, заимствованного в Италии. Было проведено 8 тестовых заездов с максимальной скоростью 213 км/ч.
Инвестиции также вкладываются в участок этой ж/д магистрали к северу от Салоников. Данная линия, ведущая к границе с Северной Македонией, стала первой электрифицированной линией страны в рамках трансбалканского коридора X. Сейчас перестраивается однопутный участок длиной 21 км между Поликастро и Идомени. В частности, строители должны "сгладить" повороты и повысить максимальную скорость на линии до 160 км/ч. Работы стоимостью 11 млн евро были начаты в 2007 году и, как ожидается, будут завершены в 2021 году.
Китайские инвестиции стимулируют международное сообщение
Сейчас, когда вышеназванные проекты близятся к завершению, руководители страны и ЕС обращают внимание на будущие инвестиционные приоритеты, в том числе на улучшение сообщения с соседними странами.
Так, 19 ноября 2018 года в Кастории, что на северо-западе Греции, запустили исследование строительства новой железнодорожной линии, которая должна соединить северную Грецию с Албанией.
Исследование должно быть завершено до конца этого года. Оно покажет возможность строительства 130-км ж/д сообщения между греческим городом Флорина и албанским Поградецом.
Движущей силой этого исследования является увеличение объема грузовых перевозок, идущих на север из Греции, вызванное существенными инвестициями в порт Пирей, контрольный пакет акций которого сейчас принадлежит China Ocean Shipping Corp.
11 ноября 2019 года во время визита в Грецию главы Китая Си Цзиньпина компания Cosco объявила о планах превратить Пирей в крупнейший торговый порт в Европе, взяв на себя обязательство вложить в этот проект 600 млн евро. Месяц спустя Cosco выкупила 15% акций контейнерного терминала Bilk недалеко от Будапешта у мажоритарного владельца Rail Cargo Group, подчеркнув потенциал увеличения интермодальных перевозок в ближайшие годы.
Железные дороги во все уголки страны
Для того, чтобы стимулировать к развитию греческие провинции, которые в настоящее время плохо обслуживаются железной дорогой, рассматриваются еще несколько предложений.
В октябре 2019 года OSE (Организация Греческих железных дорог) заключила контракт на сумму около 2 млн евро на проведение предварительного исследования 32-км прибрежного маршрута, идущего на восток от Салоников до Амфиполиса и Неа Карвали. Ожидается, что строительство однопутной линии обойдется в 250 млн евро.
Линия необходима для развития порта в Неа Карвали, а в будущем ее можно будет продлить до Ксанти. Этот коридор является частью сети TEN-T, поэтому до 50% финансирования может быть предоставлено Фондом Соединения Европы.
Между тем, OSE также планирует модернизировать железную дорогу, идущую на северо-восток, от Александрополя до Орменио и далее до границы с Болгарией. На обновление путей, электрификацию и прочие работы выделено около 160 млн евро, работы должны быть завершены к 2025 году. Аналогичные работы запланированы на 143-километровом маршруте между Салониками и Промахонасом в рамках пакета стоимостью 120 млн евро.
Запланированный прибрежный маршрут может быть дополнен линией, идущей на запад от Салоников в сторону Игуменицы, порта на западном побережье Греции, откуда отправляются паромы на Корфу. Это создаст коридор длиной 565 км от Александрополиса через север страны. В рамках этого проекта существующая линия между Салониками и Козани снята с эксплуатации, но потребуются инвестиции в размере 700 млн евро для строительства новой линии, идущей на юго-запад от Козани до порта Игуменицы. Пока неясно, каким образом может быть профинансирован этот проект, однако OSE предлагает реализовать его на условиях государственно-частного партнерства.
Перевод - Алина Костюченко
Читайте также Дойти до Роттердама: Зачем Франция строит канал Seine-North Europe