в начало
Параметры
Что искать
Где искать
Сортировать

Нет результатов

Дойти до Роттердама:
Зачем Франция строит канал Seine-North Europe

Во Франции вплотную приблизились к началу строительства канала между Сеной и Шельдой. Каким он будет и что даст экономике страны?

Как известно, страны Западной Европы широко используют для грузоперевозок систему внутренних водных путей. Но, если в Германии или Нидерландах значительная часть грузов идет по каналам, то во Франции ключевую роль играют речные перевозки, а важнейшей рекой является Сена.

Уже несколько десятилетий французы вынашивали планы связать свои внутренние водные пути с реками и каналами северных соседей, чтобы вдохнуть новую жизнь в речные перевозки и значительно расширить географию использования водного транспорта. Еще с 1970-х годов во Франции мечтали о системе каналов от Гавра до Роттердама.

Похоже, давние задумки начинают обретать реальные очертания - после подготовительных работ в стране готовы рыть Seine-North Europe Canal. Что это будет за канал и где его построят?

 

Что? Где? Когда?

Бассейны рек Сена и Шельда (или Эско, как называют ее французы) являются важными индустриальными регионами, но на сегодняшний день между ними не существует водного пути, который бы позволял перевозить грузы крупными судами. Именно по этой причине Франция и регионы Бельгии (Валония и Фландрия) еще в 2004 году приняли решение реализовать проект Сена-Шельда, главной задачей которого является строительство канала Seine-Nord Europe.

Согласно плану, канал Seine-Nord Europe свяжет Уазу, правый приток Сены, с каналом Дюнкерк-Эско. Новый канал позволит интегрировать речные перевозки между Сеной и Шельдой, что значительно упростит транспортировку товаров между Францией, Бельгией и Нидерландами. Протяженность канала составит 107 км, ширина - 54 м, глубина - 4,5 м. По всей длине водного пути будут установлены 6 шлюзов, а также создано водохранилище с объемом 14 млн м3.

Существующие водные пути позволяют перевозить грузы баржами вместимостью лишь 250 - 600 т. После обустройства канала, это "бутылочное горлышко" будет устранено, и из Гавра в Дюнкерк, страны Бенилюкса или до Рейна смогут ходить суда дедвейтом до 4 400 т. Таким образом грузопоток по водному коридору Сена-Шельда удастся повысить до 15 - 18 млн т в год вместо нынешних примерно 5 млн т.

Стоимость проекта, по предварительным оценкам, составляет 4,5 млрд евро. Изначально его планировали реализовать в форме государственно-частного партнерства, но в 2012 году, после победы Франсуа Оланда на президентских выборах и смены правительства, было принято решение осуществить строительство без использования средств частных инвесторов.

Европейский Союз финансирует 50% стоимости предпроектных работ и 40% затрат, необходимых для непосредственной реализации проекта, остальная часть расходов покрывается из государственного бюджета Франции, а также из региональных бюджетов северных регионов страны, которые заинтересованы в строительстве канала.

1280px-Seine_-_Noord-Europa

 

Цели и эффект от реализации проекта

Строительство канала позволит снизить нагрузку на автодороги, поскольку на данный момент от реки Уаза до канала Дюнкерк-Эско в большей части грузопоток обеспечивается автомобильным транспортом. Ожидается, что реализация проекта принесет пользу всем большим морским и речным портам в бассейне Сены и Шельды. Цели проекта и подходы к его внедрению включают экологический, социальный и экономический аспекты.

Экологический аспект

Речной транспорт сам по себе является экологичным, поэтому строительство канала будет способствовать уменьшению загрязнения окружающей среды. Речной транспорт потребляет от 2,5 до 5 раз меньше топлива, чем другие виды транспорта, что уменьшает негативное влияние перевозок на окружающую среду.

Также французы посчитали, что при перевозке 1,5 тонны груза речным транспортом, выбросов CO2 в три раза меньше, чем при перевозке того же объема груза автомобильным транспортом. Таким образом, переориентация грузопотока с автомобильных дорог на водные пути будет способствовать улучшению экологической ситуации в регионах, через которые будет проходить канал.

Кроме того, при проектировании обустройства территорий, прилегающих к будущему каналу, особое внимание уделено влиянию на окружающую среду. Лишним свидетельством этому является то, что первые работы, которые были выполнены в 2017 году, заключались в посадке 4000 деревьев вокруг территории, где будет проходить канал.

Социальный аспект

Строительство и эксплуатация канала поспособствует развитию региональной экономики, созданию новых рабочих мест и улучшению общего уровня жизни региона, считают во Франции. По предварительным оценкам, только в рамках строительных работ будет создано 13 000 рабочих мест.

Экономический аспект

Помимо непосредственно экономического эффекта от увеличения объема и расширения географии речных перевозок, ожидается, что канал будет иметь влияние на смежные секторы экономики, например, на сельское хозяйство, строительство и машиностроение. С целью достижения максимального экономического эффекта от строительства канала, также планируют возвести четыре мультимодальные портовые платформы, две из которых будут связаны с железнодорожными путями.

 SNEWaterSupply-1

Чуткое руководство

Для управления большими инфраструктурными проектами в Европейском Союзе обычно создаются специальные проектные компании. По такому принципу была создана управляющая компания SCSNE (Sosiété du Canal Seine-Nord Europe) в мае 2017 года, она является государственной и подотчетной Министерству транспорта Франции, что позволяет учитывать особенности строительства канала, координируя деятельность местных и региональных властей. SCSNE управляется наблюдательным советом, который встречается 4 раза в год и председателем которого является Хавьер Бертран (президент региона О-де-Франс).

В управлении проектом также задействованы территориальные комитеты, которые контролируют его реализацию вместе с заинтересованными сторонами, представляющими соответствующие регионы Франции. Это позволяет вовлекать местные общины в реализацию проекта и брать во внимание общественное мнение при принятии решений, относящихся к тем или иным аспектам строительства канала.

 

На низком старте

Предварительные исследования относительно проекта были проведены в 2004 - 2006 гг. В 2007 году состоялся опрос общественного мнения, по результатам которого проект получил дополнительную поддержку. В 2017 году начались первые работы по обустройству территорий, которые будут окружать будущий канал. На данный момент проведены все исследовательские работы, утвержден проект и реализованы предварительные мероприятия по организации территорий, прилегающих к будущему каналу.

SCSNE сообщила, что скоро, ориентировочно в мае этого года, будут объявлены тендеры на выполнение работ по строительству канала. Согласно графику реализации проекта, в 2019 году должны быть начаты подготовительные строительные работы, после чего приступят непосредственно к работам по строительству канала и всей необходимой инфраструктуры. В эксплуатацию канал должен быть сдан в 2026 году.

Читайте также Деньги, шлюзы и закон: Как активизировать судоходство по Днепру

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.