Скандинавские страны и соседствующая с ними Финляндия и сейчас не обделены вниманием туристов, а отдельные инфраструктурные объекты, такие как Эресуннский мост или "Дорога Троллей", сами по себе являются достопримечательностями. Но в скором времени здесь могут появиться новые дороги и тоннели, которые станут транспортной изюминкой этой части Европы.   

Рассказываем о самых замысловатых и масштабных инфраструктурных проектах Северной Европы, которые запланированы к реализации в ближайшие годы.

 

Международное метро между Данией и Швецией

Власти датского Копенгагена и шведского Мальме еще несколько лет назад задумались о том, чтобы соединить города линией метрополитена. Мальме и столица Дании расположены на противоположных берегах Эресуннского пролива, через который переброшен одноименный мост-тоннель. Через него осуществляется железнодорожное и автомобильное движение, однако этого властям городов показалось мало.

Метрополитен, который, по задумке датчан и шведов, должен пролечь по тому же мосту, сократит время проезда между городами до 23 минут.

Проект, который планируется осуществить до 2035 года, увеличит пропускную способность Эресуннского моста до 2,3 млн человек в год. Пока же общая пропускная способность 16-километрового моста-тоннеля - 1,3 млн человек.

Предполагается, что поезда метро в соседний город будут отправляться каждые полторы минуты.

Обойдется этот проект примерно в 4 млрд евро, однако власти Копенгагена и Мальме уверены: это оправданные затраты, ведь в будущем железная дорога, проложенная по Эресуннскому тоннелю не будет справляться с растущим пассажиропотоком, а новый вид транспорта существенно повысит инвестиционную привлекательность обоих городов.

К тому же, местные жители также не прочь иметь альтернативу ввиду возможных забастовок работников ж/д транспорта или других непредвиденных ситуаций. Особенно это актуально для тех, кто живет в Мальме (там дешевле), а работает в Копенгагене и каждый день пользуется мостом для поездок на/с работы.

Amager_North_Öresund_IMG_5605Вид на Эресуннский мост со стороны Копенгагена

Тоннель Таллинн-Хельсинки

Еще один проект, призванный соединить два государства. Когда он будет реализован, время в пути между столицами Эстонии и Финляндии сократится до каких-то 30 минут (вместо 2-3 часов по морю).

Фактически, подготовительные работы по строительству объекта начнутся уже в этом году: в аэропорту Хельсинки в 2019-м стартует строительство нового терминала аэропорта, у которого и будет начинаться вышеупомянутый тоннель. В этом же году строители подготовят площадку под возведение терминала и, соответственно, расположенного под ним тоннеля. Бурение начнется в 2020 году. Кстати, с эстонской стороны тоннель будет выходить на поверхность также у аэропорта.

Имя тоннель получит символическое: соединив первые буквы из названий стран, создатели проекта получил название FinEst, то есть "превосходный".

Итак, что будет из себя представлять "превосходный" финско-эстонский тоннель? Предполагается, что его длина составит 60-80 км, от 50 до 70 из которых пройдут непосредственно под дном Финского залива на глубине до 200 м (в зависимости от подстилающей скальной породы).

Для обслуживания тоннеля в море, скорее всего, будет сооружен искусственный остров площадью около 6 гектаров, на котором будут размещены ветрогенераторы для обеспечения его энергоснабжения.

Через тоннель будет проложена железная дорога. Интересно, что ширина колеи планируется европейская - это нужно для того, чтобы инфраструктурный объект мог стать частью Rail Baltica. На территории Финляндии и Эстонии, в основном, проложена широкая колея - 1520 мм.

Стоимость строительства оценивается в 15 млрд долл., большую часть из которых выделит Евросоюз.

Стоит отметить, что идейным вдохновителем создания тоннеля является финский бизнесмен Питер Вестербака, наиболее известный как создатель игры Angry Birds. Он настолько уверен в проекте, что считает, что его реально завершить до 2024 года. Власти Финляндии и Эстонии намного менее оптимистичны и называют сроком сдачи объекта 2040 год.

Есть разногласия и по поводу экономической целесообразности тоннеля. По мнению Вестербаки, он окупит себя в течение 37 лет, власти стран предполагают, что было бы выгоднее запустить между Таллинном и Хельсинки ж/д паром.

1 Инфографика демонстрирует преимущества проекта строительства тоннеля между Эстонией и Финляндией

Арктическая железная дорога в Финляндии и Норвегии

Железная дорога, которая должна соединить северные районы Финляндии и Норвегии, оценивается в 2,9 млрд евро. Предварительный маршрут: Оулу - Рованиеми (Финляндия) - Киркенес (Норвегия). Специалисты называют его оптимальным, поскольку он наиболее удобен в плане доступности, а также для перевозки древесины и полезных ископаемых, которые добываются в этой местности. К тому же, Киркенес находится на берегу Баренцева моря, имеет морской порт и, в случае успеха проекта, может стать частью арктического коридора из Китая в Европу.

Предполагается, что железнодорожная ветка длиной около 445-465 км позволит транспортировать товары, перевозимые морскими судами по Северному Ледовитому океану, через Финляндию на юг - в Эстонию и далее по территории Европы. Таким образом, железная дорога может стать частью амбициозного проекта "Полярный Шелковый путь". Вероятный маршрут китайских товаров также может пролечь и через вышеупомянутый тоннель через Балтийское море.

Впрочем, в Финляндии уверены: как бы там ни было, Арктическая ж/д поможет стране выбраться из инфраструктурной "изоляции" - находясь между Россией, Норвегией и Балтийским морем, финны чувствуют себя как бы окраиной Европы, хотя могли бы сполна реализовать свой транзитный потенциал.

Запуск железной дороги Ровниеми-Киркенес предварительно запланирован на 2030 год.

Министр транспорта Финляндии Анне Бернер пояснила, что этот проект был выбран из нескольких альтернатив, среди которых было и ж/д соединение с российским Мурманском. Но предпочтение было отдано именно норвежскому порту с точки зрения финансовой целесообразности и влияния на окружающую среду.

etusivu-2Транзитные перспективы проекта

Тоннель для судов на полуострове Стад

На северо-западе Норвегии, через полуостров Стад вскоре может пройти первый в мире тоннель для судов. Эта местность характеризуется суровыми погодными условиями и издавна является одним из самых опасных для судов мест вдоль норвежского побережья. Поговаривают, что даже бесстрашные викинги не рисковали обходить полуостров по морю, предпочитая перетаскивать свои корабли по суше…

Чтобы избежать опасности, а заодно - сократить путь, в узкой южной части полуострова было предложено прорыть канал и тоннель.

Интересно, что идея построить тоннель на Стаде обсуждается уже почти полтора столетия - впервые эту идею озвучили еще в 1870 году.

Ширина непосредственно тоннеля составит 36 метров, высота - 49 метров. Сооружение будет способно пропустить суда водоизмещением до 16 тыс. тонн. Длина тоннеля составит 1,7 км, ежедневно через него смогут проходить до 120 судов.

Стоимость проекта - 254 млн евро. Кстати, разработало его то же архитектурное бюро, что и здание Оперного театра в Осло. Создатели намерены добиться высокого эстетического эффекта от сооружения. "В таком ландшафте тоннель не должен стать брутальным вмешательством в природу. Мы прилагаем много усилий, чтобы сделать его привлекательным", - отметил главный архитектор проекта Терье Андреассен.

Предполагается, что тоннель, помимо практической функции, также станет одной из туристических изюминок региона, ведь через него смогут проходить и довольно крупные круизные суда.

Работы должны стартовать уже в начале 2019 года, открытие предварительно планируется в 2023 году.

Тоннель_для_кораблей1Тоннель в гармонии с природой - таким его видят проектировщики

Плавучий тоннель под Согнефьордом

Немного южнее Стада может появиться еще одно инженерное, пока кажущееся фантастическим, сооружение, которое должно не только отличиться функциональностью, но и не навредить природным красотам.

Согнефьорд - один из самых красивых и популярных среди туристов фьордов Норвегии, поэтому перебросить через него мост было бы настоящим кощунством. Однако огибать этот крупнейший в Европе фьорд - весьма затратно по времени. Специалисты подсчитали, что переправа через него могла бы сократить время в пути с юга на север Норвегии в два раза.

Поэтому перед инженерами встала непростая задача, которую предлагается решить нетривиальным способом - проложить под водой на глубине около 30 метров бетонные трубы общей протяженностью 1200 метров, по которым будут передвигаться автомобили. Их предлагают прикрепить ко дну тросами, а на поверхности воды разместить поддерживающие понтоны.

Пока целесообразность этого проекта изучается, а решение о том, как именно будет выглядеть переправа через Согнефьорд, будет принято в ближайшие годы. Если власти все же решатся на такой эксперимент, за него придется выложить порядка 25 млрд долл. Издание Wired сообщает, что подвесной тоннель через фьорд может быть построен до 2035 года.

В случае успеха подобные тоннели могут быть проложены и под поверхностью других фьордов.

Согнефьорд1 Одна из визуализаций плавучего тоннеля

Читайте также Жаркие инвестиции: 10 крупнейших транспортных проектов Африки