Украина приблизилась к приватизации стивидорных компаний только сейчас. В Литве этот вопрос был решен еще в начале 2000-х. Тогда государство приватизировало стивидорные компании, оставив за собой контроль над инфраструктурой единственного порта страны – Клайпеды. Развитием и управлением порта занимается Дирекция Клайпедского государственного порта. Остальные предприятия, работающие в порту, находятся в частных руках. "Мы являемся партнерами для операторов порта, которые и выполняют грузовые работы, а мы, Дирекция, своевременно и качественно готовим инфраструктуру", – рассказывает генеральный директор Дирекции Клайпедского порта Арвидас Вайткус.

После приватизации стивидоров в Клайпеде начался бурный рост. Литовской гавани удалось обогнать таких конкурентов как Рига и Таллинн. К 2008 году порт достиг рекордного объема грузооборота – 30 млн тонн. Для сравнения, в 1999 году этот показатель составлял 15 млн тонн. В этом году порт планирует выйти на новый рекорд, обработав 38 млн тонн грузов. Арвидас Вайткус уверен, что эти планы удастся выполнить, ведь по результатам 11 месяцев уже перевалено 35 млн тонн грузов.

Читайте также Как Литва разгромила Латвию в транзитной войне

Арвидас Вайткус родился и вырос в Клайпеде, в семье моряка. Поэтому порт для него никогда не был чужим. Впервые он начал работать в порту еще в 15-летнем возрасте, во время летних каникул. Более серьезно с вопросами порта довелось столкнуться при работе в частной сфере, в Инженерном центре флота с 2000 года. Следующим пунктом карьеры стала работа в министерстве, позднее – в должности директора по логистике на крупнейшем в Литве частном предприятии "Achemos grupė", где имелись все виды транспорта, кроме авиации. С 2013 года он работает в Дирекции Клайпедского государственного морского порта.

В последнее время Казахстан активно продвигает проект Транскаспийского коридора (Китай – Казахстан – Азербайджан – Грузия). К нему присоединилась Турция. Украина также заявила о намерениях. Интересен ли вам этот проект?

Да, мы считаем, что этот проект очень интересный. Мы тесно сотрудничаем с партнерами из Казахстана. Думаю, что вместе с руководством транспортных предприятий Казахстана нам удастся доказать потенциал проекта.

С Украиной планируете активизировать сотрудничество?

Для нас важны все страны мира, желающие качественно, безопасно и недорого транспортировать грузы по Балтийскому морю и через Клайпедский порт. Вне всякого сомнения, сотрудничество с Украиной для нас также очень важно. Более того, мы видим возможность привлечь грузы в Клайпедский порт через Украину. У нас уже имеется отлично работающее звено – поезд "Викинг"", курсирующий из Клайпеды через Минск до Одессы, Ильичевска. Lietuvos geležinkeliai (Литовские железные дороги) сделали наработку по расширению географии этого проекта в соседних с Украиной государствах. Таким образом, способствуя привлечению грузов не только по Литве, но и через Украину тоже. Надеюсь, Украина в этом направлении тоже сыграет очень важную роль.

Одним из основных поставщиков грузов в порту является Беларусь. Какая их доля в общем грузообороте порта? Каким образом привлекаете белорусских грузовладельцев, ведь рядом есть Рига и Калининград?

Еще 12 лет назад в Клайпедском порту было очень немного белорусских грузов, однако созданная за это время литовско-белорусская рабочая группа с государственными инстанциями и представителями деловых кругов, пожалуй, надлежащим образом выполнила свою работу. Республика Беларусь является ключевым стратегическим партнером  при транспортировке транзитных грузов.

Особых секретов у нас нет, поскольку логично, что логистика на наиболее короткие расстояния является наиболее привлекательной. Клайпедский порт инвестировал крупные суммы в инфраструктуру и супраструктуру [комплекс погрузочно-разгрузочных сооружений судов и других строений, не относящихся к инфраструктуре порта – прим. ЦТС], чтобы движение белорусских грузов через наш порт было беспрепятственным. Транспортировка по суше – наиболее дорогостоящий вид в логистических цепочках. Поэтому Клайпедский порт, расположенный на наименьшем расстоянии в сравнении с другими портами, оказывается в выигрыше благодаря меньшим затратам на транспортировку.

Читайте также Просто Мацек: кто совершил прорыв в крупнейшем порту Польши

В 2013 году "Беларуськалий" купил 30% акций терминала сухих насыпных грузов. Планируется ли приватизация других терминалов в ближайшие годы?

Дирекция Клайпедского государственного морского порта такими сведениями не располагает, и это дело соглашения частных хозяйствующих субъектов. Все предприятия, работающие в Клайпедском порту – частные, следовательно, говорить о приватизации можно было 10 лет назад. Сегодня сделки заключаются между частными предприятиями.

Как происходит ваше взаимодействие с операторами?

Наше государство, обретшее независимость 25 лет назад, выбрало такую модель управления портом, которая на сегодняшний день полностью оправдала ожидания. Лучшее тому подтверждение – рост грузооборота за последние 12 лет, который является наибольшим среди портов Балтийского моря. 14 лет назад мы утвердили стратегические инвестиционные планы, обсудив их с предприятиями, осуществляющими бизнес, операторами порта и неуклонно их выполняем. Мы являемся партнерами для операторов порта, которые и выполняют грузовые работы, а мы, Дирекция, своевременно и качественно готовим инфраструктуру.

В октябре Клайпедский порт подписал соглашение о развитии сотрудничества с одним из портовых операторов Китая – корпорацией China Merchants Group. Каких результатов вы ожидаете от сотрудничества с китайскими партнерами?

Если говорить о перспективах порта, то CMG является нашим стратегическим партнером. Не сомневаемся в том, что мы можем предложить лучшие условия для грузопотоков через Клайпедский порт – грузы из Беларуси, России, Казахстана с привлечением также грузов из северной части Украины.

"Мы инвестировали крупные суммы в инфраструктуру, чтобы движение белорусских грузов через наш порт было беспрепятственным"

Вы много внимания уделяет транзитным грузам из Беларуси, Казахстана, Китая. Каково сейчас соотношение литовских и транзитных грузов?

Клайпеда уже давно является  транзитным портом, одним из наиболее привлекательных портов в Балтийском море для грузопотоков между Востоком и Западом. Мы – наиболее стремительно растущий порт за последние 12 лет. Несомненно, мы будем стараться оставаться таким и впредь. С учетом того, что транзитные грузы на сегодняшний день составляют около 40 процентов всего грузооборота порта, естественно, мы поставили перед собой цель увеличить это процентное соотношение.

С какими результатами вы планируете завершить текущий год? Что планируете на следующий, 2016-й, год?

Не сомневаемся в том, что в этом году будет достигнут рекорд по перевалке грузов за всю историю Клайпедского порта – 38 млн тонн. В 2016 году, несомненно, будем стремиться к еще лучшей перспективе, о наших стремлениях можно будет сказать позже. Сейчас наши планы представлены в Министерство транспорта и коммуникаций Литовской Республики.

Работая в Министерстве сообщения Литвы, вы участвовали в реализации проекта "Викинг". Оправдал ли этот поезд себя? Каким вы видите его будущее?

Мне очень приятно, что доводилось находиться у истоков проекта "Викинг" и представлять Литву. Я рад, что этот проект – с участием Литвы, Белоруссии и Украины – известен не только в Европе, но и во всем мире. Возможно, этот проект в большей степени оправдал себя в области контейнерных перевозок, и начальная наработка в осуществлении контрейлерных перевозок не была столь успешной.

Говоря о будущем этого проекта, важно расширять его географию с привлечением государств, расположенных в южной части Европы, и с другой стороны – грузов Балтийского моря, особенно скандинавских государств. Поскольку в Клайпедском порту имеются отлично налаженные линии ро-ро перевозок, есть возможность пользоваться ими. Необходимо пожелать и Украине накапливать груз, имеющийся не только внутри страны, но и в соседних государствах.

Вы имеете два образования – инженерное и юридическое. Как они сочетаются в вашей работе?

Как инженерное, так и юридическое образование при работе в порту является большим плюсом. Знания подобного рода спасают при принятии инженерных решений или применении юридических принципов, подписании договоров, международных соглашений или участии в создании правовой базы. 

Читайте также Порт Гданьск: ситуация в Польше напоминала Украину