В условиях геополитической напряженности, из-за которой Латвия минувшим летом едва не потеряла весь российский грузовой транзит, единственным спасением для отрасли могло бы стать расширенное сотрудничество с Китаем, Казахстаном и Беларусью, самыми перспективными партнерами. Не получилось – в течении 2015 года литовские конкуренты сделали столь серьезные шаги, что грозят чуть ли не полностью забрать себе грузы из этих стран.
Шелковый путь пойдет через Клайпеду Крупной победой литовского транзитного лобби можно считать намерение китайской государственной компании China Merchants Group (занимается перевозкой и логистикой, недвижимостью и финансами) учредить в Литве свой логистический центр. Для этого China Merchants Group (активы компании оцениваются в 120 млрд. евро) уже подписала этой осенью протокол о намерениях с Клайпедским морским портом и логистической компанией VPA Logistics.
«Китайская сторона информировала, что China Merchants Group избрала Литву как место реализации Стратегии Шелкового пути. Корпорация планирует учредить в Литве центр «единого пути, единого экономического сотрудничества», в который будет входить транспортно-промышленный комплекс», - так с гордостью объявил премьер-министр Литвы Альгирдас Буткявичюс, принимавший делегацию китайской корпорации.
Читайте также Новый Шелковый путь: нужен ли китайцам Ильичевск
Как сообщается, China Merchants Group намерена возить через Клайпедский порт материалы и сырье для развиваемого ею промышленного парка под Минским аэропортом, инвестиции в который составят 270 млн. евро.
Китайцы так же интересуются возможностью провоза грузов по железной дороге из Китая через Казахстан, а далее через Литву – в Западную Европу.
Для реализации этих целей China Merchants Group рассматривает возможность инвестирования средств в контролируемую международным оператором портовых терминалов Terminal Investment одну из крупнейших погрузочных компаний Клайпедского порта – Klaipedos Smelte. Речь может идти о покупке акций или об иных вариантов сотрудничества.
Klaipedos Smelte работает на своем терминале с контейнерами (самый выгодный, кстати, для портовиков груз, ибо его обработка приносит самую высокую в транзитном бизнесе добавленную стоимость), а китайцы как раз собираются возить через Литву большую часть грузов именно в контейнерах.
Что касается минского проекта китайцев, который получил название «Великий камень», то речь идет об одном из главных перевалочных пунктов Шелкового пути из Китая в Европу.
Территория центра будет занимать с китайским размахом 8 048 гектаров. Проект «Великий камень» объявлен особой экономической зоной, на которой так же будут работать высокотехнологичные и экспортно ориентированные производства.
Казахстанские грузы тоже примет Литва Параллельно с Китаем проект своего Шелкового пути (разумеется, с оглядкой прежде всего на китайские грузы) разработал и Казахстан. Эта масштабная транзитная схема была впервые представлена на суд общественности минувшим летом. Хотя основной поток грузов в Западную Европу Астана намерена переправлять через Беларусь (это самый короткий и выгодный путь), одно из ответвлений казахского Шелкового пути тоже пройдет через Клайпеду. Ни один латвийский порт в этой логистической цепочке не задействован.
Проект реализует компания КТЖ Экспресс, стопроцентная «дочка» государственной компании Казахстанские железные дороги (Казакстан темир жолы – КТЖ), которая является национальным мультимодальным грузовым оператором.
РНеобходимость в подобной идее казахстанские власти объясняют ожидающимся значительным ростом грузооборота. К 2020 году товарооборот между основным драйверами трансказахстанского транзита - Европой и КНР увеличится до 1,2 трлн. долларов, полагают они.
Литовский бизнес все более уверенно позиционирует себя и как главного в транзите белорусских грузов.
В Астане планируют, что к 2020 году объем транзитного грузопотока через Казахстан должен возрасти почти в два раза – до 50 млн. тонн.
В рамках проекта предлагается строительство и эксплуатация внутренней сети транспортно-логистических центров класса А в казахстанских городах: В Астане, Шымкенте, Актау, Актобе, Атырау, Костанае, Павлограде, Уральске, Семее. Планируется расширение порта Актау на каспийском море.
Очень важная часть проекта - грузовой хаб на территории СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота» на границе с КНР. Этот перевалочный центр будет нацелен не только на транзитные функции, но и на функции по логистическим операциям для стран Таможенного союза, который позволит использовать все налоговые и таможенные преференции, чтобы проводить различные операции в сухой, логистической и таможенной зонах.
Планируя развитие по лучевому принципу, КТЖ Экспресс намерена работать и в Российских городах: в Москве, Екатеринбурге, Новосибирске, а также в китайском Урумчи.
Кроме того компания намерена увеличить зону своего присутствия на международном рынке транспортно-логистических услуг. Для этого будет использован уже функционирующий совместный казахстанско-китайский терминал в порту Ляньюньгана (КНР), а также будут начаты подобные проекты в Литве, Иране и Индии. «АО КТЖ Экспресс планирует участие в терминальной деятельности портов в Клайпеде (Литва), Бандера-Аббасе (Иран) и Мумбае (Индия)», - заявило руководство казахстанской компании.
КТЖ Экспресс, кстати, уже работает в Клайпеде – совместно с Литовским предприятием Saule Logistics Solution в июне этого года казахи открыли в Клайпеде первый интермодальный терминал Klaipeda West Gate. Его мощность составляет в год 100 тыс. условных контейнеров (TEU), а мощность будущего терминала, строительство которого уже началось, составит 1 млн. TEU.
В 2014 году железнодорожный грузооборот между Казахстаном и Литвой составил более 800 тыс. тонн, что на 25,5% больше, чем в 2013 году.
Минск изменил Риге Тем временем литовский бизнес все более уверенно позиционирует себя и как главного в транзите белорусских грузов. По данным белорусской железной дороги, за восемь месяцев этого года транзит грузов через Литву составил 3,2 млн. тонн.
В последнее время все чаще литовские предприниматели перетягивают на себя перевалку белорусского экспорта. Так, в апреле этого года, власти латвийской столицы, находившиеся в Минске, пытались уговорить белорусских партнеров перегружать мазут через Ригу. Прошло два месяца, и белорусские СМИ сообщили: Белорусская нефтяная компания и литовское предприятие Klaipedos nafta подписали соглашение о перегрузке мазута».
По информации БЕЛТА соглашение заключено на 18 месяцев с возможностью продления. Это первый долгосрочный контракт Klaipedos nafta с ЗАО Белорусская нефтяная компания. Соглашение подписано по схеме «бери и плати», это значит, что белорусы должны ежемесячно перегружать через клайпедский терминал определенный объем мазута. Если этот объем не достигается, то Белорусская нефтяная компания должна заплатить за зарезервированные для нее мощности терминала.
Интересно, что все это произошло после того, как в конце прошлого года власти Латвии и Беларуси подписали меморандум о наращивании сотрудничества в области грузового транзита. Согласно этому документу экспорт белорусских нефтепродуктов через Ригу должен был быть увеличен по одному варианту на 3 млн. тонн, по другому на - на 7-8 млн. тонн. По словам министра сообщения Латвии Анрийса Матисса, процесс подписания договоров с конкретными операторами якобы уже начался. Тем не менее, пока литовцы подписывают контракты, конкретных результатов у латвийского бизнеса как не было, так и нет.
Беларусь по-прежнему является крупным экспортером нефтепродуктов в направлении латвийских портов и транзита через Латвию. Однако объемы этого транзита не растут, а уменьшаются. В 2014 году Минск перевез через латвийские порты 5,1 млн. тонн нефтепродуктов, и это на 0,5 млн. тонн меньше, чем в 2013 году.
Читайте также Российский транзит: страны Прибалтики остаются на голодном пайке