Война в Украине стала причиной переориентации транспортных потоков, которые шли не только по территории нашей страны, но и преимущественно по территориям стран-агрессоров. Если раньше львиная доля транзита по направлению Китай-ЕС направлялась через рф и беларусь, то теперь новое дыхание получил Транскаспийский маршрут, или как его еще называют Средний коридор.

Ниже мы приводим тезисы из статьи Middle Corridor traffic rises againnew services to come, опубликованной на портале RailFreight.com, с дополнениями ЦТС.

Транскаспийский коридор - это мультимодальный маршрут, в котором задействованы 2 вида транспорта - железнодорожный и морской. До войны участниками маршрута были 8 стран: Китай, Казахстан, Азербайджан, Грузия, Турция, Румыния, Украины и Польша.

Данный коридор стал популярной альтернативой основному маршруту через россию и беларусь. Если в первом квартале 2021 года по нему проходило менее 16 000 контейнеров, то в первом квартале 2022 года было зарегистрировано 19 500 единиц.

Schermafbeelding-2022-05-01-om-23.54.33-768x680

Контейнерные перевозки по Транскаспийскому коридору за первые три месяца 2022 года увеличились на 28% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Такое увеличение фиксируют в Ady Container, дочерней компании Азербайджанских железных дорог, которая является активным игроком на данном маршруте.

Явный рост констатируют и по другую сторону Каспия: если в январе перевозки через казахстанские порты Актау и Курык составили 14 тыс. тонн, то в феврале они выросли в полтора раза. В марте этот показатель достиг уровня 88 тыс. тонн, а в апреле, по предварительным оценкам, участники маршрута перевезли через эти порты уже 238 тыс. тонн грузов.

tmtm

Хотя рост очевиден, Средний коридор пока что играет недостаточно значительную роль в перевозке грузов между Европой и Азией. До начала войны в Украине доля коридора составляла 3-5%, в то время как на главный маршрут Казахстан-россия-беларусь приходился основной объем трафика. Но часть этого транзита в настоящее время перемещается на Транскаспийский коридор. Например, на него постепенно переориентируются автопроизводители. В частности, Audi уже объявила, что использует грузоперевозки и морские перевозки по Среднему коридору через Румынию.

В марте этого года финская логистическая компания Nurminen Logistics и "Казахстан Темир Жолы" подписали коммерческое соглашение о Транскаспийского международного транспортнго маршрута, в рамках которого планируют запустить в тестовом режиме поезда по маршруту в ближайшие месяцы.

Schermafbeelding-2022-04-28-om-12.50.21-1536x573

Также финская государственная железнодорожная компания VR Group решила в начале прошлого месяца постепенно сворачивать ж/д грузовые перевозки между Финляндией и россией. Это тоже возымеет последствия для частных компаний, для которых сотрудничество с перевозчиками Транскаспийского маршрута становится ценной альтернативой маршруту, проходившему через территорию россии.

Однако вместе с этим сдвигом также возникает проблема. До сих пор коридор не был приспособлен для перевозки больших объемов. Общая пропускная способность маршрута на данный момент составляет 5,8 млн тонн грузов в год, в том числе 80 тыс. TEU.

Очевидна необходимость увеличения пропускной способности коридора. Первый шаг был сделан с запуском дополнительных фидерных услуг по Каспийскому морю с двух до трех. В сентябре этого года их число должно возрасти до 6.

Однако инфраструктура требует модернизации на большем количестве пунктов. Популярен маршрут из Грузии через Черное море в румынский порт Констанца, и хотя для морского этапа перевозок судов и инфраструктуры достаточно, железнодорожная инфраструктура в Румынии устарела.

Более развитым железнодорожным коридором является железнодорожная линия Баку-Тбилиси-Карс, идущая от Азербайджана до Турции. Этот маршрут успешно облегчает перевозки на направлении Азия-Европа уже нескольких лет, но он наиболее полезен для перевозок в пункты назначения в южной части Европы.

Тем временем Ady Container анонсирует наращивание интенсивности перевозок. Компания планирует запустить два новых рейса по ж/д и морю в румынский порт Констанца. Один сервис будет пересекать Каспийское море из казахского порта Актау, другой - из туркменского порта Туркменбаши. Время в пути между портом Поти (Грузия) и Констанцей займет два дня.

Автор - Majorie van Leijen

Перевод и дополнение Алины Костюченко