Одной из резонансных транспортных новостей последних дней является прекращение Беларусью железнодорожного транзита нефтепродуктов и удобрений из Литвы, начиная с 7 февраля. Причем, речь идет о продуктах, не только произведенных в Литве, но и погруженных на литовских ж/д станциях. Этот шаг стал ответом на прекращение со 2 февраля транзита и перевалки белорусских калийных удобрений через территорию Литвы и ее морские порты. К слову, о блокировке транзита белорусских минеральных масел сразу же заявила и Эстония (а заодно призвала ЕС наложить санкции на соответствующую товарную группу).

В целом транзитные войны Минска со странами Балтии начались в прошлом году с санкций США в отношении "Беларуськалия", как одного из ключевых источников валютной выручки режима Лукашенко. Литве пришлось перекрыть доступ белорусским удобрениям к порту в Клайпеде (через который шел основной объем перевалки), сегодня же эта цепочка событий привела к тому, что Украина рискует остаться без нефтепродуктов из этой страны.

По данным, которые ЦТС предоставили в "Укрзализныце", в 2021 году из Литвы в Украину по территории Беларуси было доставлено 1,655 млн тонн грузов, из которых 1,071 млн тонн составили нефтепродукты, 433 тыс. тонн - минеральные удобрения.

Доля литовских нефтепродуктов на украинском рынке хоть и далека от доминирующей, но все же довольно существенная. Консалтинговая группа А-95 подсчитала, что в 2021 году на импорт из Литвы пришлось 9% поставок дизтоплива в Украину (690 тыс. тонн), 11% бензина (265 тыс. тонн) и 16% рынка авиакеросина производства Мажейкяйского НПЗ (57 тыс. тонн). Особенной популярностью пользовался импортируемый из Литвы бензин марок А-95 и А-98.

В 2021 году из Литвы в Украину по ж/д транзитом через Беларусь было доставлено 1,655 млн т грузов, из которых 1,071 млн т составили нефтепродукты, 433 тыс. т - минеральные удобрения.

По данным Argus, также среди поставляемых в Украину из Литвы нефтепродуктов - битум и сжиженный углеводородный газ. Так, в минувшем году в Украину было отгружено 57,6 тыс. т литовского дорожного битума марки 70/100. Его доля в общих поставках такого продукта на украинский рынок составляет около 6%. Что касается СУГ, основным поставщиком которого в Украину ж/д путем является компания Orlen, его доля в объеме импорта данного продукта составляет 1,8% (27,4 тыс. тонн).

Строго говоря, литовские поставщики нефтепродуктов являются для Украины сравнительно небольшим, но важным источником с точки зрения диверсификации. Ведь пока что доминирующую роль на рынке играют Беларусь и Россия. Поставщики из этих стран в 2021 году обеспечили 72% импорта дизельного топлива в Украину.

"Главным компенсатором литовских объемов станут белорусские НПЗ, в том числе из-за санкций, имеющих профицит всех марок горючего. Можно спрогнозировать, что белорусы заберут минимум половину литовских объемов или полмиллиона тонн. Это станет для них небольшой сатисфакцией за "калийные" проблемы", - пишет в своей колонке на "Лиге" директор группы А-95 Сергей Куюн.

По его мнению, с учетом последних новостей, доля белорусского импорта дизтоплива в нашу страну может достигнуть более чем 85%, а бензина - и всех 100%.

Исходя из цифр, предоставленных УЗ, перевозки по маршруту Литва-Беларусь-Украина могут сократиться на более чем 1,5 млн тонн в год. Фактически безальтернативным вариантом поставки нефтепродуктов по железной дороге из Литвы в Украину остался транзит через Польшу. Логично возникает два ключевых вопроса: готова ли ж/д инфраструктура двух стран к дополнительным нагрузкам и готовы ли поставщики использовать новый маршрут.

Что касается первого вопроса, и украинской и польской сторон отношения и без того не безоблачные - не далее, как в конце прошлого года "Укрзализныця" резко ограничила транзит в Польшу, объясняя это необходимостью модернизации инфраструктуры. На территории Украины образовалось существенное накопление вагонов в направлении Польши и с 10 февраля ограничения было снято. Говоря о пропускной способности пограничной инфраструктуры, глава "Укрзализныци" Александр Камышин намекнул, что проблемы на пограничных участках, хоть и решаемые, но есть.

"Анализируя сложившуюся ситуацию, я понимаю, что налаживание польской стороной приемки поездов по стыку Изов-Грубешов - только половина решения. Вторая половина решения - модернизация инфраструктуры. […] Я верю в возможность существенного прироста грузооборота с Польшей. Потому мы ускоренными темпами продолжаем работу над электрификацией участка Ковель-Изов. Это позволит нам существенно повысить пропускную способность этого направления с украинской стороны", - заявил на этой неделе Камышин. Решение вопроса с участком Изов-Грубешов зависит и от Польши, которой нужно электрифицировать 1,5 км пути со своей стороны границы.

О возможности поставок продукции по альтернативному маршруту через Польшу ЦТС спросил и у LTG Cargo, которая в 2021 году перевезла в Украину транзитом через Беларусь 2,1 млн тонн грузов (из них 1 млн тонн - нефтепродукты, примерно 450 тыс. тонн - удобрения). В литовской компании подтвердили, что 7 февраля приостановили транзит нефтепродуктов и удобрений через территорию Беларуси как в Украину, так и в другие страны.

"В настоящее время в процессе предварительные расчеты того, как могло бы развиваться предоставление услуг грузовых перевозок путем перевозки грузов через Польшу в Украину, Турцию или другие, восточные направления. Чтобы разработать и запустить альтернативные маршруты через Польшу, будет важно оценить такие аспекты, как: длина и продолжительность маршрута, процессы организации маршрута в Польше, изменения в подвижном составе из-за различных стандартов ширины колеи и т. д. При перевозке грузов по альтернативному коридору поезда из Украины могут въезжать в Польшу через один из двух-трех пограничных переходов, а из Польши в Литву - через погранпереход Тракишкис (Моцкава)", - отметили в LTG Cargo. В компании подчеркнули, что в настоящее время работа в Украине осуществляется в обычном режиме, а действующая в нашей стране LTG Cargo Ukraine в этом году намерена продолжать диверсификацию деятельности.

Что касается непосредственно поставщиков, то они пока осторожны в прогнозах рентабельности поставок нефтепродуктов в Украину через Польшу. Orlen Lietuva, крупный поставщик как автомобильного, так и авиационного топлива, заявил, что будет осуществлять поставки через территорию Польши, но предполагается, что конечная цена продукта из-за этого изменится: в прошлом году Orlen уже осуществил тестовые поставки литовского продукта через Польшу в Украину, однако стоимость этого маршрута оказалась невыгодной.

Сложившая ситуация вновь актуализирует давно назревшую для Украины необходимость диверсификации поставок нефтепродуктов, а также кратного наращивания собственного производства. Кстати, буквально на днях "Укртатнафта" заявила о начале производства на кременчугском НПЗ новой для украинской нефтепереработки марки бензина А-98, которая раньше преимущественно ввозилась из Литвы.

По словам Сергея Куюна, в последнее время украинская нефтепереработка находится на довольно высоких оборотах. "Главной причиной позитивных изменений в структуре поставок стала остановка прокачек дизтоплива по нефтепродуктопроводу "Прикарпатзападтранс". Соответственно, это и есть необходимое, пускай и не полностью достаточное условие для сохранения и дальнейшего развития диверсификации источников поставок топлива в Украину", - отмечает он.

Однако для избавления от высокой зависимости от поставщиков из Беларуси и РФ, по его словам, внутреннее производство нужно увеличить вдвое, а перевалку в украинских портах - минимум втрое.

Читайте также Маневр с юга: Чем грозит украинским портам перекрытие морских акваторий Россией