На фоне военно-политической напряженности последних месяцев и недель и беспрецедентной концентрации Россией боевых соединений вдоль границы с Украиной появление угрозы с моря оставалось лишь вопросом времени. Еще на прошлой неделе в Институте Черноморских стратегических исследований информировали о заходе больших десантных кораблей Балтийского и Северного флотов РФ в Средиземное море и движении их в направлении Черного моря. Помимо этого, Россия перемещает в Черное море несколько фрегатов и ракетных подводных лодок. А 9 февраля появилась информация о том, что флот РФ с 13 по 19 февраля намерен закрыть районы Черного и Азовского морей для ракетных и артиллерийских учений.
"Не хотим никакой паники, но это очень похоже на подготовку к чему-то вроде "морской блокады" украинских портов. О которой мы 2 года предупреждаем... Надо остановить. На самом высоком международном уровне. А паники не нужно потому, что при слове блокада первыми будут менять свои планы судовладельцы", - прокомментировал ситуацию Андрей Клименко, руководитель проекта в упомянутом Институте.
Удар по судоходству
Официальной позиции относительно возможного перекрытия морских акваторий пришлось подождать сутки. Уже сегодня, 10 февраля, в Администрации морских портов Украины проинформировали, что действительно, согласно прибрежным предупреждениям № 41/22, 42/22, 43/22, выданным "Госгидрографией" на основании письма Министерства обороны РФ с 13 по 19 февраля включительно отдельные районы Черного и Азовского морей перекрываются для "проведения мероприятий по боевой подготовке - стрельбы ракетные и артиллерийские, плавание опасно".
Как отметили в АМПУ, указанные МО РФ районы перекрывают рекомендованные пути движения судов в морские порты Украины.
В связи с этим, как констатировали в ведомстве, в Черноморском бассейне движение судов в указанный период будет осуществляться только с условием отклонения от рекомендованных путей, в обход зоны стрельб. А это означает, что в обход суда смогут проходить лишь с ограничениями по осадке. К тому же, такой вариант развития событий может привести к скоплению судов, ожидающих прохода в порты.
Логично предположить, что это, в первую очередь, может сказаться на работе самого глубоководного порта Украины - Пивденного. В администрации этого порта и в ГП МТП Южный пока не готовы комментировать ситуацию. А в Администрации морских портов сообщили, что пока ограничения относительно движения судов еще отрабатываются специалистами данного ведомства и обещают предоставить дополнительные разъяснения в ближайшее время.
Отреагировали на ситуацию и в украинском МИД. В министерстве заявили, что площадь проведения маневров является беспрецедентной и "практически делает невозможным судоходство в обоих морях". "Речь идет о существенном и необоснованном осложнении международного судоходства, прежде всего торгового, что может вызвать сложные экономические и социальные последствия, прежде всего для портов Украины", - говорится в сегодняшнем заявлении Министерства иностранных дел Украины.
В МИД отметили, что подобные агрессивные действия РФ против Украины недопустимы. Они демонстрируют пренебрежение нормами и принципами международного права, в том числе Конвенцией ООН по морскому праву.
"Перекрывая рекомендованные морские пути, Российская Федерация практически сделала невозможным свободу судоходства в указанных районах и возможность судов свободно заходить в морские порты Украины, особенно в Азовском море", - отметили в ВМС ВС Украины.
"Международные воды Азовского и Черного морей заблокированы Россией. Наши партнеры дали сильный ответ РФ, поставив оружие Украине. Теперь ожидаем и единой реакции: когда российские корабли не смогут заходить в мировые порты, они поймут цену своей наглости", - написал в Twitter министр обороны Украины Алексей Резников.
Экономические угрозы
Учитывая, что через морские порты идет львиная доля экспортных грузопотоков зерна, ЖРС и продукции металлургии, приносящих значительную часть валютной выручки в госбюджет Украины, даже кратковременная блокировка работы морских гаваней может сказаться на наполнении бюджета. Если же ситуация будет сохраняться или обостряться, это может повлиять и на дальнейшие планы судо- и грузовладельцев.
"Данная ситуация может отразиться негативно в первую очередь из-за опасений, что такие действия могут повторяться или вообще чем-то более сложным закончатся. Трейдеры будут бояться покупать зерно с отстроченной отгрузкой, и это не создаст стабильности для сельскохозяйственных производителей", - комментирует Николай Горбачев, президент Украинской зерновой ассоциации.
Олег Нивьевский, доцент Киевской школы экономики, отмечает, что морские порты Украины являются крайне важным транспортным окном Украины в направлении мировых рынков - более 60% украинского экспорта происходит через них. По его очень приблизительным подсчетам, в случае блокады портов в течение месяца, экономические потери портов могут быть на уровне 25-170 млн долл. в день. При этом, если грузопотоки каким-то образом удастся перенаправить по другим направлениям, то потери удастся минимизировать.
"За месяц блокады будет уже 0,75-5,1 млрд долл. США совокупных потерь... За 3 месяца оценка будет соответственно 2,25-15,3 млрд долл.", - предполагает эксперт.
Основатель компании The Charterers Олег Солодухов считает даже озвученные выше возможные потери весьма скромными. "Только наличие геополитических и военных рисков снижает эффективность морской логистики для украинских экспортеров/импортеров на 2-3 долл/тонна. Это рынок идеальной конкуренции, где релокация флота - обычная практика. При негативном информационном фоне все меньше судовладельцев будут предпочитать балластировать в регион, даже несмотря на его стратегическое значение для мирового рынка зерновых. И тем более заходить в Украину. А с возможной блокадой эта премия еще увеличится до 5-7 долл/тонна минимум", - написал он в Facebook.
"Очень утрируя, исходя из объемов перевалки украинских портов за год, можно предположить, что Украина уже платит 3 млн долл/день", - говорит Солодухов.
Если предположить, что вдоль западного побережья Черного моря суда еще хоть как-то смогут проходит в порты, то украинским гаваням на Азовском море придется крайне сложно. Керченский пролив будет как минимум почти на неделю полностью закрыт для торговых судов, которые должны были направляться в Бердянск и Мариуполь.
"Военные учения окажут негативное влияние на работу порта Бердянск в целом: обработанные - загруженные, разгруженные суда - не смогут своевременно выйти в обратный рейс. В адрес порта Бердянск не будут иметь возможности в предварительно согласованные сроки поступить суда, ранее запланированные к обработке. Возможна отмена ранее запланированных рейсов судов, возможна переориентация грузопотоков, как это было уже в октябре 2018 года, на другие украинские порты Черного моря. Из-за военных учений РФ в конце 2020 года государственным предприятием "Бердянский МТП", например, был полностью потерян грузопоток экспортных глины и каолина", - отметила в комментарии ЦТС директор ГП "Бердянский морской торговый порт" Ольга Саминина.
"ГП БМТП, которое своими буксирами оказывает услуги агентским компаниям по буксиро-кантовочным и швартовым работам, не получит соответствующие доходы по предоставлению вышеуказанных услуг, что негативно повлияет на финансовое состояние предприятия. Учитывая количество судов, запланированных к постановке к причалу и отшвартованию от причала, ГП БМТП в феврале 2022 года не получит около 4 тысяч евро и более 51 тысячи долларов США только за предоставление услуг по буксиро-кантовочным и швартовым работам", - резюмировала она.
Директор компании "Маритайм Логистикс" Антон Шапран говорит, что пока не стоит спешить с выводами и нужно подождать момента начала учений флота РФ, чтобы понять, какими в действительности будут ограничения.
"Да, информация об ограничениях есть, и они беспрецедентны по размерам зон для военных учений. Но, по информации агентов в Керченском порту, они могут коснуться только военных кораблей и государственных судов Украины, не распространяясь на торговые суда. Либо же проход судов будет ограничен в отдельные дни периода с 13 по 19 февраля. Сейчас на 100% говорить о закрытии сложно, как и нельзя сказать, что его точно не будет", - отмечает Антон Шапран.
Вместе с тем он считает, что возможные жесткие ограничения для судоходства могут оказаться палкой о двух концах для самой РФ: "Это же не закрытая экосистема двух стран. Здесь все взаимосвязано - Россия тоже может пострадать, ведь, если ситуация будет продолжать накаляться, то судовладельцы будут неохотно отправлять свои суда в Азовское и Черное моря, а значит флота станет меньше, что приведет к росту цены фрахта. А это невыгодно никому и затронет все страны региона".