"Сегодня приехал на самокате", - говорит один из моих знакомых, который не смог заправиться. Киев, как и многие другие города страны, столкнулись с дефицитом топлива. Его можно найти на небольших станциях или перекупить в три дорога с рук, но не каждый рискует, так как качество такого топлива сложно проверить. 

До начала полномасштабной войны порядка 70% рынка наполнялось из рф и беларуси, еще 10% составляли поставки морем. "Суммарно - это 80% потребления и 100% импорта", - говорит Сергей Куюн, директор консалтинговой компании "А-95". 

По его словам, сейчас весь импорт переместился на западную границу. Это большие объемы. Вначале была ресурсная проблема, трейдеры не могли найти топливо, сейчас - проблема в том, чтобы наладить логистику из Европы. Есть нехватка цистерн и локомотивов, а также проблемы в портах. С этой целью Кабмин инициировал межправительственные переговоры с коллегами из ЕС. Вопрос может решиться уже в мае. 

В связи с дефицитом топлива местные власти просят не пользоваться личным транспортом и отдавать предпочтение муниципальному. "У нас сегодня другие приоритеты обеспечения топливом, чем просто (обеспечение - ЦТС) приехавших горожан, которым нужно куда-то перемещаться. Сегодня нет проблем с использованием общественного транспорта", - прокомментировал первый заместитель председателя Киевской городской государственной администрации Николай Поворозник. 

Помимо общественного транспорта в Киеве сейчас работает шеринг - автомобилей, самокатов и велосипедов. ЦТС пообщался с несколькими компаниям, которые предоставляют такой сервис, чтобы узнать вырос ли спрос на фоне дефицита топлива? 

Алексей Кладов, учередитель BikeNow

Какое количество ваших самокатов и велосипедов сейчас доступно в городе? 

Есть 900 велосипедов и 200 самокатов.

Видите ли вы увеличение спроса в последние недели, связываете ли с дефицитом топлива? 

Видим увеличение спроса, но связываем это с проблемами движения общественного транспорта и чуть с дефицитом топлива.

На сколько восстановился сервис по сравнению с довоенным временем? 

Не восстановились, еще далеко до уровня 2021 года.

Принимали ли вы решение об изменении цен? 

Принимали - увеличили цены в связи с ростом цен на запчасти и самого транспорта. 

Как сейчас происходит взаимодействие с КГГА? 

Все, что делает наше передвижение проще. В этом заинтересованы все.

Каким вы видите дальнейшее развитие? Будете ли расширять сеть? Есть ли для этого возможности, в том числе финансовые, и спрос? 

Развиваем другие города, ищем партнеров. Расширяемся, исходя из нашего парка - его немного обновили до Нового года, но транспорт еще не пришел. Финансовых возможностей на расширение на сейчас нет, кредитование отсутствует. Спрос есть, но ниже уровня 2021 года, поэтому собственных доходов не хватает. 

Антон Милка, руководитель направления развития шеринговых сервисов компании Bolt в Украине 

Какое количество самокатов сейчас доступно в городе?

На текущий момент более 1 000 электросамокатов Bolt доступно в Киеве. Далее их количество будет увеличиваться.

Видите ли вы увеличение спроса в последние недели, связываете ли с дефицитом топлива? На сколько восстановились по сравнению с довоенным временем?

Мы видим, как и традиционно весной, что погода в Киеве стала лучше, поэтому заметен тренд при выборе электросамокатов вместо авто. Что касается тренда на изменение поведенческих моделей из-за нехватки бензина, его оценить сложно, на это необходимо больше времени.

Принимали ли вы решение об изменении цен? Если да, то как изменились цены?

По сравнению с 2021 годом цена была снижена на 35%, сейчас составляет 5 грн за разблокировку и 1,5 грн/мин. В связи с дефицитом топлива, мы не планируем изменять стоимость. 

Как сейчас происходит взаимодействие с КГГА? 

Компания Bolt отозвалась на просьбу КГГА возобновить прокат электросамокатов. Столичный общественный транспорт работает в ограниченном режиме, а самокаты - удачная альтернатива для перемещения на короткие расстояния. И уже с 7 апреля прокат электросамокатов доступен в Киеве.

Каким вы видите дальнейшее развитие? Будете ли расширять сеть? Есть ли для этого возможности, в том числе финансовые, и спрос?

Количество самокатов в Киеве будет увеличиваться, также будут расширяться зоны покрытия в столице. В конце апреля аренда электросамокатов была запущена во Львове, в планах - еще несколько городов по Украине в ближайшее время.

Тарас Гетманский, владелец компании Getmancar

Сколько сейчас автомобилей компании есть в городе? 

Сейчас в Киеве 200 автомобилей. Это немного меньше половины от того, что было.

Как решаете вопрос с дефицитом топлива? 

Решаем точно также, как и остальные, у нас такие же лимиты, как у всего населения. Есть заправки, которые отпускают немного больше 20 литров. Но это не потому, что для нас, просто нашли такие заправки. Несмотря на то, что у нас бензин безналичный, глобальной разницы нет. Это, конечно, затрудняет работу. 

Есть ли у вас законтрактованный бензин? 

Да, есть, но проблема же в самих поставках и работе нефтебаз. Поэтому мы, как и все, испытываем дефицит. 

Принимали ли вы решение об изменении цен? Если да, то как изменились цены?

Наша цена складывается из нескольких составляющих, в том числе топлива. Тарифы были повышены ровно на столько, на сколько подорожало топливо. В прошлых тарифах топливо было заложено на уровне 29-33 грн за литр, и мы цены не меняли. Сейчас, когда топливо на некоторых заправках выросло до 36-40 грн за литр, пришлось повышать. 

Видите ли вы изменение спроса? 

Цены всегда влияют негативно на клиента - чем выше цена, тем меньше возможности у потребителя покупать сервис.