"Сегодня. Для завтра. Для нас," - так звучит слоган австрийского ж/д перевозчика ÖBB. Завтра, то есть будущее, компания представляет себе как мультимодальность, где ее пассажиры могут воспользоваться не только одним видом транспорта, а целым набором транспортных средств. Поезда, автобусы, электромобили, велосипеды и даже электросамокаты. За последние несколько лет австрийская ж/д компания сделала многое, чтобы предложить все указанные виды транспорта своим клиентам.

По очень схожему пути идут национальные ж/д перевозчики и в других странах Европы, например, в Швейцарии, Германии, Нидерландах, Чехии. Естественно, что ж/д компании не собираются отказываться от поездов, а, скорее, переосмысливают их роль и значение для пассажира, постепенно добавляя дополнительные опции. "Nederlandse Spoorwegen считает, что поезд, велосипед, шеринг электромобилей могут идеально дополнять друг друга", - обозначил видение будущего Тьяллинг Смит, директор по коммерции и развитию голландского оператора NS. В свою очередь, австрийская ÖBB и швейцарская SBB в своих стратегиях развития поставили цель превратиться из обычных ж/д перевозчиков в поставщиков услуг мобильности.

Двухколесный тренд

Пассажиры, путешествующие в поезде с велосипедом, давно уже стали нормой для европейских стран. В последние годы наблюдается новый тренд. Все больше ж/д перевозчиков начинают предлагать своим клиентам взять в аренду велосипеды для недолгих поездок от и к станции. Новатором на этом поприще принято считать немецкую компанию Deutsche Bahn (DB). В 2000 году она запустила собственный прокат велосипедов на ж/д станциях под брендом "Call a Bike".

В последние годы среди европейских ж/д операторов наметилась еще одна тенденция в плане использования двухколесного транспорта. Это электросамокаты. Данный вид транспорта набирает все большую популярность в больших городах, некоторые даже успели его запретить. А вот швейцарский перевозчик SBB и австрийский ÖBB решили внедрить данную услугу, разместив самокаты на нескольких станциях, чтобы пассажиры могли продолжить путь к окончательному пункту назначения. Швейцарцы внедрили этот сервис еще в прошлом году, австрийцы запустили совсем недавно. В обоих случаях самокаты не принадлежат ж/д компаниям, а предоставляются специализированными партнерами.

Читайте также Электросамокат напрокат - новый тренд городской мобильности

Чешский железнодорожный и автобусный оператор RegioJet задумал развивать "двухколесный тренд" по-своему - совместно со Skoda компания начала предоставлять в прокат пассажирам электроскутеры. Задача - обеспечить своих клиентов сервисом, который даст возможность использовать транспорт "от двери до двери", без необходимости использования пассажирами собственного автомобиля. Так, при покупке билета на автобус или поезд RegioJet пассажиры будут иметь возможность со скидкой зарегистрироваться в сервисе обмена электрическими скутерами. По аналогичной схеме партнеры будут предлагать и каршеринговый сервис. Правда, пока такая новация будет доступна только в Праге.

Читайте также Bike в поезде: как перевозят велосипеды на железной дороге за границей

Автотранспорт - не конкурент

Несмотря на конкуренцию, железная дорога и автотранспорт все чаще находят точки для взаимодействия. Борьба за клиента вынуждает европейских ж/д операторов заходить на рынок автобусных перевозок. Наличие автобусной "дочки" помогает ж/д компаниям организовать перевозку пассажиров в случае чрезвычайных ситуаций на путях, подвозить пассажиров к узловым станциям, а иногда и закрепиться на иностранных рынках.

Последнее правило отчетливо просматривается на опыте частных ж/д перевозчиков. Стоит напомнить, что чешские компании Leo Express и уже упомянутый RegioJet зашли на украинский рынок с помощью своих автобусов, организовав удобные стыковки с ж/д маршрутами. Аналогичным образом норвежская ж/д компания Vy закрепилась на рынке Швеции, приобретя в конце 2019 года шведского автобусного перевозчика Flygbussarna.

Ж/д перевозчики развивают автотранспортное направление своей деятельности с помощью еще одного инструмента. Речь идет о каршеринге на станциях. Как и в случае с велосипедами, данная услуга предоставляется для удобства пассажиров, чтобы они смогли продолжить свое путешествие. Единственное отличие состоит в том, что аренда велосипедов ориентирована на поездки по городу, а каршеринг больше на загородные поездки.

Около трех лет назад австрийский ж/д оператор ÖBB запустил сервис Rail & Drive для краткосрочной аренды автомобилей (не более семи дней). За это время парк легковых автомобилей компании вырос до 350 единиц, из которых 40 единиц составляют элетромобили. Арендные авто ÖBB доступны пассажирам на 33 ж/д станциях в 29 городах Австрии. Электромобили доступны пока только на 15 станциях, но в будущем ж/д оператор планирует увеличить количество данной категории автотранспортных средств.

Украинские (не)начинания

В силу разных причин "Укрзализныця" пока не может похвалиться подобными достижениями. Несмотря на это, у компании есть определенные попытки начинаний в этом направлении. К примеру, недавно было объявлено о внедрении единого билета на поезд и метро. В начале сентября эту опцию протестировали министр инфраструктуры Владислав Криклий и глава УЗ Владимир Жмак, а позже возможность приобретения SmartTicket стала доступна на транспортном портале электронных услуг smartticket.gov.ua. Хоть сервис пока еще требует доработки, но уже обещают в дальнейшем расширить единый билет на автобусы и даже на самолеты во внутреннем сообщении.

Пять лет назад УЗ планировала запустить собственные автобусы на некоторые слабозагруженные маршруты. Однако данная инициатива так и не была реализована. Вместо этого, "Укрзализныця", к сожалению, застряла в дебрях реформирования. В компании все еще идут дискуссии о будущем количестве структурных подразделений, а не о структурном видении будущего…

Читайте также: Автобус "Укрзализныци": почему ж/д операторы все больше возят пассажиров автобусами