"Укрзализныця" намерена заменить составы поездов на сверхубыточных маршрутах автобусами для перевозки пассажиров. 14 июля об этом сообщил и.о. главы администрации Александр Завгородний. "У нас есть ряд маршрутов, где ходят два вагона два-три раза в неделю, возят пять пассажиров, но для них нужно привлекать локомотив, и мы тратим большие средства на обслуживание и топливо. Дешевле приобрести три-четыре автобуса и возить пассажиров"- сказал он.
О каких именно направлениях идет речь, пока непонятно. Но, как писал портал ЦТС ранее, наименее загруженными пассажирскими поездами 2014 года стали: Харьков-Конотоп-Сумы (средняя загрузка - 22%), Запорожье-Бердянск (22-23%) и Сумы-Харьков (33%).
Пока в "Укрзализныце" думают о том, как заменить сверхубыточные поезда автобусами, в странах Европы ситуация обстоит немного по-другому. В первую очередь, автобусы используются в экстренных случаях. Например, при ремонте железнодорожного полотна или авариях, которые делают невозможным движение поезда. В таких случаях оперативно организуются автобусные перевозки непосредственно железнодорожными операторами. Подобная практика принята повсеместно в ЕС, как среди старых членов объединения, так и среди новичков. Однако есть и другие варианты. В некоторых странах ж/д компании совмещают перевозки пассажиров в поезде и автобусе с целью предоставить своим клиентам дополнительный удобный сервис, связанный со стыковкой и ценой. Это позволяет железнодорожникам более успешно вести борьбу со своими главными конкурентами – автобусными компаниями. Мы сделали небольшую подборку таких примеров.
Что же касается Украины, то предложенная УЗ идея может считаться адекватной исключительно, если закупленные автобусы будут большими и комфортабельными, а дороги, по которых они поедут – качественно отремонтированы. Сможет ли УЗ гарантировать последнее? Конечно, нет.
Польша
В соседней Польше наблюдаем как первый, так и второй вариант использования автобусов. Первый был реализован в сентябре прошлого года. Тогда пассажирский ж/д-оператор PKP IntrerCity в связи с модернизацией участка Варшава – Белосток отменила поезда на данном направлении. Вместо них было закуплено 52 комфортабельных автобусов, которые и начали перевозку пассажиров. Такой шаг компании вызвал удивление со стороны автобусных перевозчиков, которые увидели в PKP IntrerCity конкурента. Однако в компании подчеркивали, что этот шаг является временным. Подтверждением этому является сайт PKP IntrerCity. На нем отсутствовала информация об автобусных перевозках как об отдельном виде услуг.
В то же время, оператор региональных ж/д перевозок Przewozy Regionalne демонстрирует второй вариант использования автобусов. В конце 2012 года компания запустила на некоторые маршруты автобусы, называя этот шаг временным. Так появился сервис interREGIObus. Однако спустя 2,5 года автобусы до сих пор курсируют, а значит услуга пользуется популярностью у пассажиров.
Читайте также: С путей на асфальт: как железные дороги Польши стали крупным игроком автобусного рынка
Германия
Про немецкую ж/д компанию Deutcshe Bahn можно сказать, что она является творцом трендов в данном виде транспорта. При этом перевозчик свое внимание сосредоточил не только на железной дороге, но и на других видах транспорта – велосипедах и даже автобусах. Так, уже не первый год Deutcshe Bahn оперирует сервисом IC Bus. Данная услуга дает возможность клиентам компании воспользоваться на определенных маршрутах автобусом, а не поездом. Отличительная черта сервиса – автобусное сообщение является, преимущественно, международным и соединяет немецкие города с соседними странами (Бенилюкс, Великобритания, Франция, Швейцария, Австрия, Словения, Хорватия, Польша, Чехия). Автобус был выбран не случайно. Даже в условиях отсутствия границ в ЕС международный поезд – недешевое удовольствие. Есть еще один аспект. Железные дороги Германии и ее соседние страны, кроме Швейцарии и Австрии, имеют разное напряжение контактной сети. В результате, на международных маршрутах необходимо либо менять локомотив состава, либо использовать двухсистемный локомотив. Это привносит дополнительные затраты.
Сервис IC Bus был запущен в январе 2013 года. За это время сеть маршрутов увеличилась до девяти. Скажем, из Берлина на автобусах Deutcshe Bahn можно доехать до Копенгагена, Шецина, Вроцлава, Катовице и Кракова, из Мюнхена – в Прагу, Цюрих, Любляну, Загреб, Осиека. Сервис пользуется популярностью у пассажиров. Поэтому в мае этого года в Deutcshe Bahn запустили новый маршрут. С 21 мая начал курсировать автобус между Дюссельдорфом и Лондоном, время в пути – 10 часов. Отметим, что пять лет назад обсуждалась возможность запуска скоростного поезда между указанными городами, но ввиду технических и финансовых вопросов, это до сих пор не сделано. Так что автобус стал выходом из тупиковой ситуации.
Франция
Национальная ж/д компания Франции SNCF в июле 2012 года запустила для своих клиентов новую услугу – iDBUS. В отличие от Deutcshe Bahn у французов большее количество маршрутов – 13, но они охватывают только 6 стран (Великобритания, Нидерланды, Бельгия, Германия, Италия и Испания). У компании есть два хаба – на вокзале Париж-Берси и Лион-Перраш. Перевозки в северном направлении осуществляются в значительной мере с Парижа, в южном – из Лиона. Кроме указанных двух городов, автобусы возят пассажиров из Марселя, Ниццы и ряда других населенных пунктов. Также iDBUS осуществляет перевозки из аэропорта Шарль-де-Голль.
В июне этого года в деятельности компании произошло несколько знаменательных событий. Маршрутная сеть пережила очередное расширение. С 15 июня было запущено сразу несколько рейсов: на Роттердам и Антверпен, а также рейс Лондон-Лион. Также глава SNCF Гийом Пепи объявил о закупке 80 автобусов для iDBUS. Сейчас парк компании состоит из 46 автобусов. Новые автобусы предназначены для открытия новой услуги – автобусных экскурсий. Ее запуск ожидается в сентябре.
Чехия
В Чехии курсируют поезда трех ж/д операторов – České dráhy, RegioJet и Leo Express. При этом каждый из них имеет в своем арсенале и автобусные маршруты, которые стыкуются с расписанием поездов. Однако первопроходцем в открытии автобусных линий является RegioJet. Этот перевозчик является субсидиарием бюро путешествий Student Agency, осуществлявшего автобусные перевозки и до запуска поездов RegioJet. С появлением ж/д оператора Student Agency запустила и автобусы под его брендом. Сейчас автобусная сеть Student Agency и RegioJet охватывает значительную территорию Чехии и Словакии.
Компания Leo Express существует с 2012 года. На открытие своих автобусных рейсов перевозчик решился через два года. В ноябре 2014 года было открыто автобусное сообщение между Бугомином и польским Краковом. А с июня этого года запущен новый маршрут: Прага – Ческе-Будеёвице – Чески-Крумлов.
Самой последней на запуск автобусных перевозок решилась госкомпания České dráhy. С 1 марта она открыла рейс Острава – Краков. Сама услуга будет предоставляться компанией Arriva под брендом ČD BUS. Стоит также отметить, что до этого времени České dráhy сотрудничали и продолжают сотрудничать с Deutcshe Bahn при перевозках пассажиров на маршрутах Прага – Нюрнберг, Прага – Мюнхен, Прага – Маннхейм.
Австрия
Австрийские железные дороги (ÖBB) предоставляют два вида автобусных перевозок. Первый – ÖBB Intercitybus. Эта услуга предоставляется на участке Грац – Клагенфурт – Венеция. На маршруте курсируют двухэтажные автобусы. При этом пассажир может пересесть на поезд, поскольку на поездах и автобусах ÖBB Intercitybus действует единый билет.
Другой же сервис – ÖBB Postbus – действует немного иначе. Начнем с того, что так называемые "почтовые автобусы" курсируют в Австрии с 1907 года. Они сообщают глубинку с большими городами, параллельно перевозя почту. В 2003 году ÖBB приобрели Österreichische Post, взяв "почтовые автобусы" под свое крыло. ÖBB Postbus оперирует на 900 маршрутах, перевозя ежегодно более 220 млн пассажиров. В отличие от ÖBB Intercitybus "почтовые автобусы" не настолько привязаны к расписанию поездов. Да и билет пассажир покупает непосредственно у водителя автобуса.
Читайте также Блицкриг от Deutsche Bahn: на что немецкие железные дороги потратят 12 млрд евро