01

Что такое "Один пояс, один путь"?

"Один пояс, один путь" - стратегия развития КНР, озвученная осенью 2013 года и ставящая перед собой цели углубления сотрудничества между странами, через которые проходит транзитный коридор Европа-Азия. Стратегия состоит из двух компонентов в рамках программы по построению «Нового шелкового пути»: Экономический (наземный) пояс Шелкового пути и Морской Шелковый путь. Стратегия подчеркивает желание Китая играть более весомую роль на мировой арене, и необходимость экспорта китайской экономики в сегментах, демонстрирующих замедлении темпов роста (металлургия, строительство и т.д).

02

Какие составляющие Нового Шелкового пути?

Экономический пояс Шелкового пути включает в себя страны, через которые проходил исторический шелковый путь в Центральной, Западной Азии на Ближнем Востоке и Европе и подразумевает развитие региона в связанное экономическое пространство с помощью развития инфраструктуры, расширения культурных и экономических связей.

Морской Шелковый путь дополняет Экономический пояс и является инициативой по интеграции в Юго-Восточной Азии, Океании и Северной Африке путем развития инфраструктурных проектов в морской отрасли. В частности, в рамках проекта планируется строительство двух каналов: (1) в Никарагуа как альтернатива Панамскому каналу, и (2) через перешеек Кра в Таиланде, узкой части Малаккского полуострова, как альтернатива традиционному маршруту через Малакский пролив. 

sr1

03

Зачем Китаю реализация данной стратегии?

Основа проекта - логистическая безопасность страны, однако проект позиционируется китайскими властями не как обычный транспортный коридор, а как способ укрепления влияния в странах китайского транзита. Кроме этого, агрессивные инвестиции Китая в инфраструктуру призваны поддержать и простимулировать экономический рост. Китай – крупнейший в мире инвестор в инфраструктуру – в период с 1992 по 2011 года Китай инвестировал в среднем 8,5% ВВП в инфраструктурные проекты (преимущественно в строительство дорог, энергетики и ж/д), что превышает уровни инвестиций США и ЕС. Ежегодные инвестиции Китая в инфраструктуру выросли с 160 млрд дол США в 2002 году до почти 480 млрд дол США в 2010г. 

04

Какова стоимость и источники финансирования Нового шелкового пути?

Масштабы инвестиций в реализацию стратегии оцениваются триллионами долларов. В частности, стоимость строительства Никарагуанского канала составляет $50 млрд., стоимость строительства Малакского – $28 млрд. По оценкам ADB, необходимость в инвестировании в инфраструктуру в Азиатско-Тихоокеанском регионе составляет $750 млрд в год.

Для реализации проекта в 2014г правительством КНР создан инвестиционный фонд в $40 млрд, который будет не просто кредитовать, а инвестировать в бизнес. КНР также успешно лоббирует создание Азиатского банка инфраструктурных инвестиций с начальным уставным фондом $50 млрд. Помимо экономических, создание банка преследует также политические цели – влияние КНР в основных мировых финансовых организациях (WB, IMF, ADB) ограничено и не отвечает нынешним требованиям руководства КНР. 

sr2

05

Есть ли место Украине в Новом шелковом пути?

Теоретически Украина может рассчитывать на толику из более 260 млн тонн, которые составляют объемы торговли между Китаем и ЕС. Однако существует ряд преград, которые делают маловероятным масштабное вхождение Украины в проект Нового шелкового пути. Во-первых, Украина не является членом ЕС, в отличие от Болгарии и Румынии, что усложняет прохождение границы. Украина также имеет непрозрачный и длительный механизм оформления таможенных грузов, что на фоне высокой стоимости судозаходов (без скидок, на 25-35% больше, чем в Болгарии и Румынии) и отсутствия качественных дорог для автосообщения с ЕС, делает ее менее привлекательной по сравнению с другими странами ЕС.