В последние годы Анкара занялась масштабным развитием аэропортовой отрасли. Новые аэропорты растут как на дрожжах, а у старых появляются новые терминалы либо проводится реконструкция существующих. Хотя, казалось бы, куда еще расти. Аэропорты Турции в прошлом году приняли почти 167 млн пассажиров, тогда как в 2011 году эта цифра была в 1,4 раза меньше. При этом 78% пассажиропотока в стране обеспечивают пять аэропортов: два стамбульских – имени Ататюрка и Сабихи Гёкчен; Анталья, Эсенбога (Анкара) и Измир. Если посмотретьна динамику, то доля этой пятерки также выросла: в 2011 году она составляла 69%. Но правительство Турции продолжает и дальше строить аэропорты.

Начнем с цифр. С 2002 года по 2014 год количество аэропортов в Турции увеличилось вдвое – с 26 до 53. В мае этого года были открыты еще два аэропорта – Орду-Гиресун и Хаккари-Юксекова. Таким образом, общее количество достигло 55. Но это далеко не предел. Турки собираются и дальше строить аэропорты. Министр транспорта, мореходства и коммуникаций Турции Лютфи Эльван как-то заявил: "Мы построим новые аэропорты не только в Стамбуле, но и там, где они нужны. Мы хотим, чтобы любой гражданин мог воспользоваться аэропортом в пределах 100 км". 

Примечательно, что правительство не останавливается ни перед какими-либо сложностями. Так, при строительстве аэропорта Орду-Гиресун в море был возведен искусственный остров. Не удивительно, что проект обошелся Анкаре в 360 млн турецких лир (132,6 млн долларов). Аэропорт Хаккари-Юксекова был открыт, несмотря на непосредственную близость к границе с Ираком (на территории которого идет борьба с ИГИЛом) и на проблему курдского сепаратизма. Курдам, правда, удалось сорвать сроки строительства: оно затянулось на пять лет. Невзирая на напряженность в регионе, турецкое правительство не побоялось вложить в строительство аэропорта Хаккари-Юксекова 11,4 млн турецких лир (4,3 млн долларов).

Читайте также Турецкие амбиции: кому нужен второй Босфор

Сейчас же в Турции новое дыхание получила дискуссия по поводу финансирования нашумевшего строительства третьего аэропорта для Стамбула. На днях три государственных турецких банка согласились выделить 3,5 млрд евро, еще 1 млрд поступит от частных и иностранных банков, в том числе и "Сбербанка России". По замыслам правительства, так называемый "Новый аэропорт" станет самым большим в мире, он сможет принимать 150 млн пассажиров в год. Сейчас самый больший аэропорт находится в американском штате Джорджия – Хартсфилд-Джексон Атланта (в прошлом году его пассажиропоток составил 97 млн человек).

Масштабы стройки "Нового аэропорта" поражают. Общая площадь – 79 млн кв. м. При возведении аэропорта планируется срубить 650 тыс. деревьев, а 5 млн высадить заново. Первый этап строительства, начавшийся в июне прошлого года, должен завершиться в октябре 2017 года. Стоимость проекта оценивается в 7 млн евро. Именно размер инвестиций и масштабы строительства являются камнем преткновения для проекта. В феврале этого года административный суд Стамбула приостановил строительство в связи с нанесением вреда экологии. Но, похоже, турецкое правительство не остановится и додавит проект до логического конца.

Кому это надо? Возникает закономерный вопрос. Зачем Турция тратит столько денег на строительство аэропортов? Да и зачем стране аэропорты через каждые 100 км? Здесь уместно вспомнить заявления премьер-министра Тайипа Эрдогана, который неоднократно акцентировал внимание на том, что аэропорты являются стимулом для развития экономики Турции. А строительство "Нового аэропорта" в 35 км от Стамбула турецкий премьер вообще рассматривает как главный национальный проект, который станет стартовой площадкой для подъема экономики страны.

Примечателен тот факт, что строительство новых аэропортов согласовывается с перевозчиками. При открытии новых воздушных гаваней, как правило, проводится и запуск рейса авиакомпании Turkish Airlines или ее "дочки" Anadolujet. Также в некоторые новые аэропорты заходит турецкая лоукост-компания Pegasus Airlines. Довольно часто случается, что с течением времени Turkish Airlines и Pegasus Airlines становятся единственными перевозчиками в новых аэропортах. Но это пока что, ведь правительство ставит перед собой и другие цели.

Турция строит воздушные гавани в стремлении приучить своих граждан больше летать внутри страны. "Мы хотим увеличить объемы внутренних полетов", – утверждает министр Лютфи Эльван

Турция строит воздушные гавани в стремлении приучить своих граждан больше летать внутри страны. "Мы хотим увеличить объемы внутренних полетов", – утверждает министр Лютфи Эльван. Похоже, в этой сфере есть первые результаты. Если посмотреть на статистику Turkish Airlines за первые пять месяцев этого года, то можно заметить, что рост на внутренних рейсах составил – 10,5%, а на международных – 7,4%. Однако доля пассажиров на внутренних маршрутах так и не достигла половины: 9,9 млн из 23,2 млн человек. Как видим, есть куда стремиться.

Третий фактор – это сам процесс строительства. Как правило, тендеры выигрывают турецкие строительные компании. К примеру, "Новый аэропорт" строит целый консорциум компаний. Да и деньги на строительство часто выделяются из государственного бюджета или государственными банками. При этом новые аэропорты создают новые рабочие места.

Получается такой себе круговорот: деньги – аэропорт – деньги. Но это схема будет работать только при условии, что в новых аэропортах будет необходимое количество пассажиров. Минимальный годовой пассажиропоток должен составлять 250 тыс. человек. Это минимум, необходимый для выживания аэропорта. С этим в Турции справляются пока что только 30 аэропортов.

Несмотря на все успехи и грандиозные планы, правительству Турции есть над чем подумать. И, быть может, немного поумерить свои амбиции. Ведь если новые аэропорты будут простаивать пустыми, они станут не площадкой для развития экономики, а обузой для нее.

Читайте также В Турции открылся первый аэропорт, построенный в море (фото)