15 декабря Верховная Рада Украины приняла в целом Закон "О Государственном бюджете Украины на 2021 год". Свои голоса в поддержку главного финансового документа страны отдали 289 народных избранников. Доходы госбюджета установлены на уровне 1,092 трлн грн, расходы - 1,328 трлн грн.

ЦТС разбирался, сколько денег в 2021 году из бюджета должно быть выделено на транспортную отрасль Украины.

Железная дорога

В Бюджете-2021 впервые будут выделены деньги из государственного бюджета для "Укрзализныци". Речь идет о 4,489 млрд грн на обновление подвижного состава для перевозки пассажиров и модернизацию железнодорожной инфраструктуры для развития пассажирских перевозок.

Как уточнили ЦТС в "Укрзализныце", планировавшиеся изначально расходы госбюджета на УЗ остались в силе. А значит речь идет о выделении 3,288 млрд грн на закупку 100 пассажирских вагонов, а также 1,179 млрд грн - на модернизацию ж/д инфраструктуры. Ранее уже сообщалось, что к этим проектам будут отнесены модернизация и электрификация ж/д участка Житомир - Новоград-Волынский (около 0,5 млрд грн), электрификация участка Черкассы - Станция им. Тараса Шевченко (195 млн грн) и электрификация железной дороги между станциями Васильков 1 и Васильков 2 в Киевской области (почти 0,5 млрд грн). 500 млн грн на модернизацию ж/д инфраструктуры намерены привлечь за счет кредитных средств.   

Отдельной статьей в бюджете предусмотрено 5 млн грн на проектирование и выполнение работ по возобновлению железнодорожной колеи европейского стандарта шириной 1435 мм от станции Чоп до станции Ужгород с доведением к перрону железнодорожного вокзала Ужгород.

"Статья относительно финансирования закупок пассажирского подвижного состава и обновления ж/д инфраструктуры для улучшения пассажирских перевозок в государственном бюджете Украины появляется впервые. Это настоящий прорыв и, хочется верить, что в следующие годы его удастся закрепить. Например, для бюджетов всех соседних стран, в том числе гораздо более развитых, чем Украина, такие статьи - норма, а не исключение. Пассажирские перевозки и модернизация инфраструктуры финансируются там в большей степени именно за счет госбюджета, потому что ни одной ж/д компании такие расходы просто не под силу. А введение полной цены за билеты для пассажиров превратило бы ж/д транспорт для многих в роскошь, а не в средство передвижения", - заявил в комментарии ЦТС глава подкомитета по вопросам ж/д транспорта транспортного комитета ВРУ Александр Скичко.  

"Что касается выделения бюджетных средств на обновление парка пассажирских вагонов, то необходимость этой меры у нас назрела уже очень давно - сейчас их около 3000, а в течение ближайших 5 лет придется вывести из эксплуатации 1700, а для нормального функционирования системы пассажирских перевозок в Украине необходимо порядка 5 тысяч вагонов", - добавил нардеп.

Не менее рады принятому бюджету и в самой УЗ. "Впервые за историю независимости закон Украины "О государственном бюджете" принят с учетом потребностей "Укрзализныци"… Для нас это месседж важности "Укрзализныци" для страны", - заявил глава АО УЗ Владимир Жмак.

"Такое государственное финансирование - стандартная практика европейских железных дорог. Будем работать, чтобы стало долгосрочной и постоянной практикой у нас", - добавил глава "Пассажирской компании" УЗ Александр Перцовский.

МИУ

Что касается других статей расходов, прописанных в госбюджете для Министерства инфраструктуры, то 600 млн грн направят на развитие пассажирского транспорта в городах Украины. На безопасность движения в городах Украины - 200 млн грн; на организационное обеспечение реализации инфраструктурных проектов - 10,7 млн грн; на осуществление госконтроля по вопросам безопасности на транспорте - 128,5 млн грн.

Река

На содержание шлюзов на Днепре в Бюджете-2021 предусмотрено 39 млн грн, как и в 2020 году.

39 млн грн - это стандартная сумма, которая выделяется на функционирование системы ГП "Укрводшлях" уже многие годы. Ранее уже отмечалось, что она не учитывает затраты на ремонт шлюзов. Изношенность шлюзовой инфраструктуры, в свою очередь, негативно влияет на динамику речных грузоперевозок.

Значительно уменьшены расходы на поддержание имплементации Транспортной стратегии Украины. В 2019 году на это было выделено 42 млн грн, в 2020 - 14,3 млн грн, в 2021 году и того меньше - 3,3 млн грн.

Аэропорты

Отдельная тема - аэропорты. Так, на финансовое обеспечение развития аэропортовой инфраструктуры выделят 1 млрд грн.

Проектирование и строительство аэродрома Международного аэропорта "Днепропетровск" обойдется госбюджету в 2021 году в 1,4 млрд грн.

Отметим, что эти суммы несколько ниже тех, которые изначально обсуждались. Например, в начале ноября министр инфраструктуры Украины Владислав Криклий информировал о том, что в части развития аэропортов бюджетным комитетом Рады на тот момент были утверждены 1,5 млрд грн на проектирование и строительство нового аэродрома в аэропорту Днепра и 3 млрд грн на финансовое обеспечение мероприятий по развитию аэропортовой инфраструктуры в стране. А в сентябре в бюджетном запросе МИУ относительно строительства новой ВПП в Днепре фигурировала сумма 1,7 млрд грн.

Но даже 1,5 млрд грн на новую ВПП это уже хорошо, учитывая, что весь проект должен обойтись в 5,69 млрд грн. Главное, чтобы не получилось, как в текущем году, когда вместо предусмотренного бюджетом миллиарда было выделено только 100 млн грн.

Что касается 1 млрд грн на развитие других аэропортов, то, как разъяснили ЦТС в Государственном агентстве инфраструктурных проектов Украины, средства выделят аэропортам Херсон, Винница, Ривне. Суммы составят 320 млн грн, 604,2 млн грн и 75,7 млн грн соответственно.

Дороги

На дороги из бюджета в общей сложности будет выделено почти 72 млрд грн. Так, согласно пропозициям, выносившимся на второе чтение, в графе "Госагенство автомобильных дорог" указана сумма 50,6 млрд грн. Из них на развитие сети и содержание дорог государственного значения - 36,5 млрд грн, выполнение долговых обязательств по кредитам, привлеченным под госгарантии - 13,5 млрд грн, приграничную инфраструктуру на украинско-польской границе - 150 млн грн, на украинско-венгерской границ - 28,2 млн грн.

Реализация инвестиционного проекта "Приведение состояния автомобильных дорог транспортного сообщения Киев-Сумы-Харьков (в Черниговской и Сумской областях)" предусматривает 247,9 млн грн.

Еще 21,3 млрд грн в бюджете заложили на субвенцию местным бюджетам для финансирования строительства, ремонта и содержания автодорог общего пользования местного значения, улиц и дорог коммунальной собственности в населенных пунктах.

Отметим, что финансирование ремонта и строительство дорог в 2021 году планируется не только за счет средства госбюджета. "Основные источники финансирования - Дорожный фонд, привлеченные средства под госгарантии, кредиты от МФО. Четвертым источником финансирования в следующем году могут стать проекты государственно-частного партнерства", - заявлял ранее глава "Укравтодора" Александр Кубраков. В свежем интервью "Сегодня" он отметил, что в 2021 году из Дорожного фонда на дороги выделят около 70 млрд. В эту сумму включены дороги государственного значения (60%), дороги местного значения (35%) и фонд безопасности движения (5%). Относительно средств под госгарантии, по его словам, еще идут дискуссии с Минфином. В связи с этим еще вчера до принятия бюджета Кубраков заявлял, что точный объем финансирования дорог на 2021 год пока не определен. "Мы точно понимаем, что у нас есть первый базовый лимит по госгарантиям, а это порядка 20 млрд грн. Вот на него можем рассчитывать точно. А дальше нам уже необходимо общаться с Минфином, который планирует все внешние заимствования, а также самим привлекать финансирование с внешних рынков", - рассказал он, добавив, что на сегодня "Укравтодор" уже ведет переговоры с Международным валютным фондом (МВФ). 

ЦТС запросил у "Укравтодора" информацию о финансировании дорог в 2021 году и дополнит текст уточненными данными, как только они будут получены.

Читайте также Повышение тарифов и акцент на ремонтах: Что в проекте финплана "Укрзализныци" на 2021 год