Каждый год у государственных компаний одна и та же проблема - принятие финансовых планов. Из-за бюрократических проволочек документы могут утверждаться и в середине планового года, что влечет за собой недовыполнение капинвестиций. 

Возможно, в этом году ситуация изменится. Министр инфраструктуры Владислав Криклий заявил, что одним из его KPI является принятие всех финансовых планов госкомпаний на 2021 год еще до конца текущего года. К примеру, финплан АМПУ уже утвержден Кабмином. "Укрзализныця" не должна стать исключением. "Наблюдательный совет и Министерство инфраструктуры уже одобрили финансовый план на 2021 год. Сейчас он находится на рассмотрении в Министерстве финансов и Министерстве экономического развития. Рассчитываем, что он будет принят до конца года", - отметил председатель правления АО УЗ Владимир Жмак, презентуя основные параметры проекта финплана.

Какие показатели заложили в главный финансовый документ компании на следующий год?

Доходы и объемы перевозок

Согласно проекту финплана, в 2021 году "Укрзализныця" намерена получить 3,5 млрд грн чистой прибыли, выручка должна составить 86,5 млрд грн, EBITDA, по сравнению с планом 2020 года, должна вырасти на 5,4% - до 19,175 млрд грн. 

Согласно проекту финансового плана УЗ, доходы от грузовых перевозок сократятся на 5,2%, по сравнению с планом на 2020 год, и увеличатся на 11,8%, по сравнению с прогнозом на 2020 год - до 72,088 млрд грн. Объемы грузовых перевозок составят 306,3 млн т, что больше ожидаемого грузооборота текущего года на 1,7%. Наибольший рост объемов перевозок планируется во внутреннем сообщении за счет перевозки стройматериалов для программы "Большое строительство", угля - на фоне низких показателей в 2020 году, а также руды. 

Доходы от перевозки пассажиров прогнозируются в размере 7,762 млрд грн, что на 43,6% выше плана-2020 и почти в 2 раза больше ожидаемого итога текущего года. Объемы перевозок запланированы на уровне 18,5 млн пасс.-км., что больше ожидаемых показателей за 2020 год в 1,7 раз. Увеличение объемов связано с ожиданием ослабления карантинных мер и полноценного возобновления пассперевозок. В частности, ожидается, что в международном сообщении перевозки вырастут в 3,7 раза, внутреннем - 1,7 раз, пригородном - 40%. 

Кроме того, в 2021 году "Укрзализныця" планирует заработать на списании имущества, в частности, 1,9 млрд грн от продажи металлолома. Доходы от реализации непрофильных активов запланированы в сумме 1,5 млрд грн, от списания необортных активов - 1,8 млрд грн.

Тарифы на грузовые перевозки

Тарифы на грузовые перевозки повышались практически каждый год. Именно индексация была одним из основных факторов увеличения доходов компании. Так, в проекте финплана на 2020 год была заложена индексация инфраструктурной составляющей тарифа, индексация вагонной составляющей (с 01.03 на 2,5%, с 01.06, 01.09 и 01.12 - по 2%) и индексация тарифов на пассажирские перевозки (с 01.03 на 2% ежемесячно). 

Новый менеджмент с первых публичных выступлений заявил, что в условиях экономического кризиса повышать тарифы на грузовые перевозки не будет, более того, по некоторым видам грузов произойдет снижение, чтобы вернуть груз с автотранспорта на железную дорогу. 

"Тезис о том, что тарифы будут только увеличены - ошибочный. У нас будут направления, где мы будем и уменьшать тарифы. Например, автомобильными дорогами зерно везется с плеча 250-300 км. Я хочу забрать у автомобилистов эту часть зерна и вернуть ее на "Укрзализныцю". Для этого, я предполагаю, нужно будет уменьшать тарифы", - заявлял Владимир Жмак.

Подорожание для пассажиров

А вот индексацию тарифов на пассажирские перевозки в финплане на 2021 год все же заложили. Повышение на 2% в месяц, начиная с 1 марта, позволит "Укрзализныце" получить дополнительно более 0,5 млрд грн дохода. При этом в компании планируют работать над динамичной тарификацией и намерены предложить систему скидок. 

"Индексации цен на пассажирские перевозки не происходило уже несколько лет, мы держали цены на протяжении всего карантина, поэтому и рост закладываем очень плавный - на 2% в месяц. Это позволит нам получить более полумиллиарда гривен дохода, что не перекроет всех расходов на перевозки, но позволит нам инвестировать в улучшение качества предоставляемых услуг. Идея такова, что рост тарифов на 2% для конкретного пассажира перекроется его личным комфортом от путешествия", - сообщил глава филиала УЗ "Пассажирская компания", и.о. члена правления АО УЗ Александр Перцовский.

В свою очередь, председатель правления АО "Укрзализныця" Владимир Жмак в ходе презентации проекта финплана отметил, что менеджмент намерен общаться с МИУ в отношении сбалансированной̆ политики касательно пассажирских перевозок, а также будет работать над вопросом наиболее убыточного направления в пассажирских перевозках - пригородном. Чуть позже он конкретизировал, что "Укрзализныця" планирует заключать публичные договоры о предоставлении услуг с областными администрациями и крупными компаниями, которые заинтересованы в перевозках сотрудников в комфортных условиях. "Подход простой: есть договор - есть электричка и качественный сервис, нет договора - будем обслуживать направления по остаточному принципу. Другого варианта воздействия на местные органы власти у нас практически нет", - заявил Жмак.

Капитальные инвестиции

В следующем году капитальные инвестиции должны составить 27,2 млрд грн. Для сравнения, в 2019 году объем капинвестиций составил 10,6 млрд грн, прогноз на 2020 год - 9,6 млрд грн. Средства будут потрачены на обновление, капитальный ремонт, модернизацию подвижного состава и строительство инфраструктуры. Отмечается, что 55% от общего объема капинвестиций - будут собственные средства компании, 31% - средства инвесторов, еще 14% планируется получить из государственного бюджета.

Основной упор капинвестиций в 2021 году будет сделан на ремонт локомотивов и вагонов. Так, в ремонт тяги инвестируют 4 млрд грн. В частности, планируется отремонтировать: 136 электровозов, 24 тепловоза, 41 пассажирский локомотив и 112 маневровых. На ремонт вагонов будет потрачено 2,7 млрд грн, еще 3,6 млрд грн будут вложены в строительство новых. "Хотим построить 3 тыс. новых вагонов и отремонтировать около 10 тыс. вагонов. Еще 665 млн грн будет потрачено на оборудование, механизмы", - отметил Владимир Жмак. 

Основными проектами по инфраструктуре станут электрификация направлений Ковель-Изов и Долинская-Николаев-Колосовка. Об этих проектах говорят уже не один год и, возможно, именно новому менеджмент удастся пойти дальше заявлений. На капитальный ремонт, реконструкцию и модернизацию инфраструктуры в 2021 году хотят потратить 5 млрд грн. 

Читайте также Чудеса на виражах: Как у "Укрзализныци" стало получаться возить грузы быстрее