2019 год обещает пройти в Украине под знаком ремонта дорог - ведь именно на эти цели выделена значительная доля средств, предназначенных для транспортной отрасли.
"Считаю одним из важнейших достижений в развитии дорожной сферы - создание Дорожного фонда. В 2019 году он будет работать еще на 25% эффективнее. На финансирование дорожного хозяйства Украины, а это сооружение, проведение капитальных ремонтов тысяч километров государственных и местных автодорог, благоустройство инфраструктуры, совершенствование безопасности движения и т.д. на 2019 предусмотрено 54,5 млрд грн, - львиная доля - это средства из Государственного Дорожного фонда, а это на 8 млрд больше, чем в 2018 году", - комментирует Глава комитета Верховной Рады по вопросам транспорта Ярослав Дубневич.
Также он отмечает, что на 2019 год на развитие всех направлений транспортной отрасли Украины заложено больше, чем в прошлом году. "Это означает, что украинские морские порты, аэропорты, автодорожные, железнодорожные, речные магистрали и инфраструктура будут развиваться и модернизироваться", - уверен он.
Каковы же основные статьи расходов госбюджета на транспорт и инфраструктуру в 2019 году?
Доходы
Доходы госбюджета в 2019 году запланированы в объеме 1 трлн 26 млрд 131 млн 809,2 тыс. грн. Эта сумма будет сформирована, в том числе, за счет 3,9 млрд грн налогов с транспортных средств, кроме авто, ввезенных в Украину и помещенных в таможенные режимы транзита или временного ввоза в период с 1 января 2015 года до дня вступления в силу закона от 8 ноября 2018 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно налогообложения акцизным налогом легковых транспортных средств". Поступления в госбюджет от последних должны составить 221 млн грн.
Кроме того, наполнение бюджета будет обеспечено за счет портового сбора - 177 млн грн; платы за проезд по автодорогам с нарушением габаритно-весовых норм - 28,5 млн грн; поступлений в Государственный специализированный фонд на авиационную деятельность и участие в международных авиационных организациях - 369 млн грн.
Министерская доля
В 2019 году Министерству инфраструктуры Украины из госбюджета выделят чуть более 3 млрд грн. На аппарат МИУ пойдет 477 млн грн, из которых 113 млн грн - на общее руководство и управление в сфере инфраструктуры, 163 млн грн - на обеспечение эксплуатационно безопасного состояния судоходных шлюзов, 200 млн грн - на проектирование и строительство нового аэропорта в Днепропетровской области и 500 тыс. грн - на внедрение Транспортной стратегии.
Государственной службе морского и речного транспорта достанется 49,1 млн грн; Государственному агентству инфраструктурных проектов - 2,1 млрд грн, из которых 2 млрд грн направят на обеспечение мер по безопасности дорожного движения. Государственная авиационная служба Украины получит финансирование в объеме 295 млн грн, Государственная служба по безопасности на транспорте (она же "Укртрансбезпека") - 122 млн грн.
Дороги - всему голова
Больше всего в транспортной отрасли направят на дорожное хозяйство. Так, для "Укравтодора" в бюджете 2019 года предусмотрели 48 млрд грн. "Я рад, что Дорожный фонд второй год подряд обеспечит гарантированное финансирование восстановления украинских автодорог. В 2019 году это будет около 50 млрд гривен. В 2016 году, когда я начинал каденцию министра, финансирование дорожной отрасли составило 15,2 млрд гривен. То есть за 2 года мы увеличили эту цифру более чем в 3 раза. Дороги ремонтируются по всей стране и этот факт никто не отрицает", - говорит министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян.
Отметим, что только 39,54 млрд грн пойдут непосредственно на строительство и ремонт дорог, еще 8,5 млрд грн предназначены для выполнения долговых обязательств Госагентства автомобильных дорог Украины по заимствованиям, привлеченным на развитие сети автодорог.
Если смотреть по статьям расходов, то Государственному агентству автомобильных дорог выделили на развитие сети и содержание дорог государственного значения 13,5 млрд грн. Кроме того, были выделены средства на такие дороги: Львов-Тернополь-Умань и Белая Церковь-Одесса-Николаев-Херсон - 4 млрд грн; Днепр-Решетиловка - 2 млрд грн; Одесса-Рени - 1,5 млрд грн, Мерефа-Лозовая-Павлоград - 1 млрд грн; Запорожье-Мариуполь (часть автодороги Н-08 Борисполь - Кременчуг - Днепр - Запорожье - Мариуполь) - 1 млрд грн; Николаев-Кропивницкий - 1 млрд грн; строительство северного объезда города Ривне - 200 млн грн; строительство приграничной инфраструктуры на украинско-польской границе - 152,8 млн грн; строительство приграничной инфраструктуры на украинско-венгерской границе - 26,7 млн грн; реализация государственного инвестиционного проекта "Улучшение состояния автомобильных дорог общего значения во Львовской области" - 500 млн грн.
В качестве субвенции государство выделило также 14,6 млрд грн местным бюджетам на финансирование строительства, реконструкции и содержания дорог местного значения. При этом больше всего средств получит Киев - 1,4 млрд грн, а также Винницкая область - 839 млн грн, Харьковская - 818 млн грн, Полтавская - 802 млн грн. Меньше всего - Черновицкая - 228 млн грн и Закарпатская - 270 млн грн. Напомним, что в этом году по результатам 11 месяцев, единственным регионом, где средства Дорожного фонда были освоены на 100% была Хмельницкая область. Близка к ней была Винницкая с показателем 98% и Черниговская - 97%.
Что касается дорог, то, согласно закону, Кабмин должен будет еще рассмотреть вопрос, который касается продолжения в 2019 году эксперимента по финансированию дорог за счет таможенных платежей.
С миру по нитке
Со стороны иностранных государств и международных финансовых организаций для реализации инвестиционных программ в транспортной отрасли планируется привлечь около 8 млрд грн.
В частности, Международный банк реконструкции и развития выделит в 2019 году 2,16 млрд грн под два проекта: "Проект улучшения автомобильных дорог и безопасности движения" и "Проект развития дорожной отрасли". Европейский банк реконструкции и развития выделит 1,13 млрд грн на улучшение дорог на подъездах к Киеву, а также на развитие метро в Днепре (580 млн грн) и Харькове (56 млн грн).
Европейский инвестиционный банк будет финансировать развитие городского пассажирского транспорта в городах Украины (254 млн грн) и модернизацию железной дороги (216 млн грн). Также, как и ЕБРР, ЕИБ выделит деньги на улучшение дорог на подъездах к Киеву (1,16 млрд грн) и на метро в Днепре (580 млн грн) и Харькове (4 млн грн). На проект "Повышение безопасности автомобильных дорог в городах Украины" банк выделит 6,2 млн грн.
Правительство Польши профинансирует развитие приграничной инфраструктуры на украинско-польской границе и реконструкцию дорог западного региона, для дальнейшего качественного соединения с дорогами Польши. Всего на эти цели предусмотрено 1,7 млрд грн. Эксимбанк Венгрии выделит 26 млн грн на развитие инфраструктуры на украинско-венгерской границе. Французское правительство выделит 4 млрд грн на создание системы авиационной безопасности и защиты в Украине.
Читайте также Электротранспорт 2018: Какими трамваями и троллейбусами пополнили свой парк украинские города