Банкротство ЧМП
Современному Украинскому государству исполняется 25 лет - возраст для подведения итогов. К сожалению, транспортной отрасли Украины за это время пришлось пережить не самые лучшие времена. Особенно сложным были 1990-е годы, как, впрочем, и для других отраслей экономики. Неудивительно, что в этот период мы видим больше падений и потерь. В 2000-х позитивных достижений стало больше. Но опять же неудачи продолжали преследовать транспортную отрасль во многих аспектах. Будем надеяться, что все проблемы, которые пережила транспортная отрасль Украины за 25 лет – это трудности роста. И в следующей четверти века мы увидим значительно больше достижений и свершений.
Самым ярким и, в то же время, трагическим событием первых лет независимости можно назвать "дерибан" Черноморского морского пароходства, который завершился банкротством. В 1991 году на балансе ЧМП значилось 234 судна. Вследствие коррупционных действий руководства, флот компании к январю 1997 года сократился до 15 судов. Остальные суда были проданы незаконным путем в оффшоры, либо порезаны на металлолом. В 2006 году правительство начало процедуру санации. Однако она не принесла результатов, в 2013 году размер флот сократился до одного судна.
Потеря Днепра
В 1991 году начался процесс падения грузоперевозок по главной водной артерии Украины – Днепру. Так, если в 1990 году грузооборот составлял 66 млн тонн, в 1991 году – уже 60 млн тонн. К 2001 году падение достигло 7 млн тонн. Несмотря на небольшой рост в первой половине 2000-х, тенденция сохранилась. В 2015 году объем перевозок по Днепру составил 4,7 млн тонн грузов. Сейчас Министерство инфраструктуры пытается исправить ситуацию и вернуть грузы на Днепр.
Частные стивидоры в портах
В 1993 году в Одесском порту появились первые в Украине частные стивидорные компании – "Айронимпекс-Украина", "Металзюкрейн Корп ЛТД" и "Новолог". Последние два стивидора работают в порту до сих пор. Годом позже в акватории порта Южный возникла компания "Трансинвестсервис" (ТИС), которая сейчас является крупнейшим частным стивидором. В 1995 году первый частник появился в Николаевском порту – ЗАО "Николаевский калийный терминал", впоследствии реорганизованный в "Морской специализированный порт Ника-Тера". Сейчас частные стивидоры, которых насчитывается несколько десятков, обрабатывают в портах порядка 66% грузов (данные за 2015 год).
Читайте также 5+5: новые и строящиеся аграрные терминалы в морпортах Украины
Реформа аэропортов
1990-е были непростым периодом и для аэропортов. Чтобы сохранить аэродромы и терминалы, государство решило передать их в коммунальную собственность. Верховная Рада приняла закон "О передаче объектов права государственной и коммунальной собственности", регламентирующий этот процесс. После этого большинство аэропортов, кроме Борисполя и Львова, были переданы в собственность регионов. Сейчас наблюдается обратная ситуация. Правительство планирует создать единую сеть аэродромов, а терминалы оставить в коммунальной собственности либо передать инвесторам в концессию.
Возрождение "Мрії"
21 декабря 1988 года свой первый полет совершил крупнейший транспортный самолет – Ан-225 "Мрія". Воздушное судно разрабатывалось в рамках Космической программы СССР. После 1991 года самолет практически не использовался, с него даже сняли двигатели. В конце 1990-х "Авиалинии Антонова" приняли решение вернуть самолет в строй. 31 января 2002 года Ан-225 осуществил свой первый коммерческий полет. В последние годы "Мрія" стала очень популярной в среде споттеров по всему миру.
Комбинированные грузовые поезда
6 февраля 2002 года из Ильичевского порта отправился первый поезд комбинированного типа "Викинг". Он соединил порты Черного и Балтийского морей. "Викинг" перевозил не только контейнеры, но и автопоезда. В том же году был запущен другой поезд такого типа – "Ярослав", который следовал из Киева (позднее из Луганска) в польский город Славкув, где заканчивалась широкая колея. В 2006 году подобный поезд начал курсировать в Венгрию, а в 2009 году поезд ZUBR соединил Ильичевский порт с портами Рига и Таллинн. Не все эти поезда оказались жизнеспособными. Сейчас рассматривается возможность соединения "Викинга" и ZUBR с Транскаспийским маршрутом.
Запуск скоростного ж/д сообщения
В июле 2002 года в Украине появился поезд нового класса – "Столичный экспресс", который соединил Киев и Харьков. Год спустя такой же поезд был запущен из Киева в Днепропетровск. Новый поезд двигался со скоростью до 140 км/ч и, по украинским меркам, считался скоростным. В состав поезда входили локомотив и новые вагоны с сидячими местами производства Крюковского вагоностроительного завода. По маршруту нового следования проводилась реконструкция путей и вокзалов. В связи с проведением Евро-2012 скорость движения поездов была увеличена до 160 км/ч, а подвижной состав заменили поезда Hyundai и Skoda.
"Автобан" Киев – Одесса
В мае 2003 года Верховная Рада приняла закон "О реконструкции и эксплуатации на концессионной основе автомобильной дороги Киев – Одесса на участке от Жашкова до Краснознаменки". В июне того же года началась реконструкция дороги. В прессе этот проект получил название "автобан Киев – Одесса". Стоимость проекта оценивалась в 3,6 млрд долларов. Согласно планам, 219-километровый участок должен был стать первой платной дорогой в Украине. Для строительства были привлечены иностранные займы и подрядчики. Уложиться в сроки – до августа 2004 года – не удалось. Год спустя правительство решило не делать дорогу платной, сама же дорога была достроена, но качество до сих пор вызывает нарекания у водителей. В 2015 году МИУ планировало отдать в концессию дорогу Львов – Краковец, но конкурс провалился. Сейчас рассматривается проект строительства концессионной дороги вокруг Киева.
Закупки новых пассажирских поездов
Подвижной состав "Укрзализныци" морально и технически устарел. В большинстве своем он не обновлялся. Однако есть и исключения, прежде всего, в секторе пассажирских перевозок. Так, с 2004 по 2012 год "Укрзализныця" закупила у польской компании PESA 15 рельсобусов: PESA 610M (1 поезд), Pesa 620M (11 поездов), Pesa 630M (2 поезда). Сейчас эти составы эксплуатируются двумя филиалами – Львовской и Юго-Западной железной дорогой. В 2010 году "Укрзализныця" закупила 10 скоростных поездов у южнокорейской компании Hyundai. Год спустя у чешской Skoda заказали два двухэтажных поезда. Поезда Hyundai приобрели большую "известность" из-за частых поломок в первый год эксплуатации.
Появление иностранных лоукостов
В июле 2008 года в Украине появился новый вид авиаперевозчиков – лоукосты. Первый полет по маршруту Киев – Симферополь выполнила авиакомпания Wizz Air Ukraine, "дочка" венгерской Wizz Air. В 2011 году на украинский рынок зашли сразу несколько лоукостов – Wind Jet, Cimber Sterling, flydubai, AirArabia, Onur Air, Pegasus Airlines, ВИМ-АВИА и "Авианова". В последующие годы список пополнили Norwegian, Vueling. В 2014 году на рынке начался обратный процесс: некоторые прекратили полеты в Украину, другие сократили частоту и сеть полетов. Особый ажиотаж вызвало решение Wizz Air закрыть свою дочернюю компанию в Украине и сократить маршрутную сеть. Недавно венгерский перевозчик объявил об открытии новых рейсов из Киева. А ко Львову присматривается крупнейший лоукост Европы – Ryanair.
Электронные ж/д билеты
В декабре 2008 году "Укрзализныця" открыла новый сервис – электронное бронирование билетов. Для этого был запущен сайт www.e-kvytok.com.ua, на котором пассажиры могли оплатить и забронировать билет. Однако, чтобы распечатать сам билет, нужно было обратиться в кассу. Данный сайт создавался сторонней компанией, и только в мае 2012 года "Укрзализныця" открыла свой сайт для продажи билетов – www.booking.uz.gov.ua. На этот раз пассажир мог купить билет онлайн и самостоятельно распечатать его. Сначала эта норма действовала на скоростных поездах, затем постепенно была распространена на большинство поездов, кроме дополнительных.
Украинские поезда
Вскоре после приобретения поездов Hyundai Крюковский вагоностроительный завод приступил к созданию отечественного скоростного поезда. В 2011 – 2012 годах было построено два экземпляра поезда Экр1, получившего название "Тарпан". В июне 2014 года новый поезд вышел на маршрут. За два года эксплуатации "Тарпаны" перевезли более 700 тыс. пассажиров. В том же 2014 году КВСЗ представил еще одну свою разработку – дизель-поезд ДпКр-2 ("Обрій"). Осенью 2015 года поезд начал обслуживать маршрут Львов – Черновцы, впоследствии и Львов – Ивано-Франковск. Недавно "Укрзализныця" объявила, что поезд слабо загружен и для него ищут новый маршрут.
Портовая реформа
В феврале 2003 года тогдашний министр транспорта Георгий Кирпа решил объединить все 19 морских портов Украины в одну структуру – "Укрморпорт". Новое объединение просуществовало только два года. К этой идее вернулись уже после принятия закона "О морских портах". В июне 2013 года была сформирована Администрация морских портов Украины (АМПУ), которая стала балансодержателем инфраструктуры всех портов страны. Объединение администраций портов позволило аккумулировать средства на проведение крупных проектов. На этом преобразования не закончились. Сейчас АМПУ готовится уменьшить количество филиалов, а Министерство говорит о корпоратизации предприятия.
Электрификация железных дорог
С 1991 по 2013 год в Украине было электрифицировано порядка 2,5 тыс. км. В результате доля электрифицированных дорог достигла 47%, а грузооборот, перевозимый по ним, достигает 90%. В 2015 году "Укрзализныця" утвердила Программу электрификации железных дорог на 2015 – 2020 годы. За этот период планируется провести ток на 860 км путей. Приоритетными направлениями являются: Ковель – Изов граница (Польша), Бердичев – Коростень – граница (Беларусь), Чернигов – Горностаевка – граница (Беларусь). Также будут электрифицированы три участка, ведущие к портам: Волноваха – Камыш-Заря – Запорожье, Долинская – Николаев и Николаев – Колосовка.
Концессия аэропортов
В конце 2000-х, когда стало известно, что Украина будет принимать Евро-2012, правительство и принимающие города занялись развитием инфраструктуры, в первую очередь, аэропортов. В 2008 году в концессию на 49 лет компании "Нью Системс" бизнесмена Александра Ярославского был передан аэропорт Харьков. Инвестор вложил в реконструкцию терминала 700 млн грн, государство финансировало строительство новой ВПП за 1,1 млрд грн. Два года спустя аналогичная схема государственно-частного партнерства была запущена в аэропорту Жуляны, который был передан в концессию компании "Мастер-Авиа" (на момент заключения сделки принадлежала бизнесмену Василию Хмельницкому). Исключением можно назвать аэропорт Ивано-Франковск, который с момента передачи в коммунальную собственность был сдан в аренду вначале фирме "Явсон", затем "Нафтохімік Прикарпаття". С 2010 года аэропортом управляет ООО "Скорзонера", опосредованно входит в группу "Приват" бизнесмена Игоря Коломойского. Несмотря на это, терминал и ВПП все еще нуждаются в реконструкции.
Приватизация МАУ
В феврале 2011 года Фонд госимущества продал контрольный пакет МАУ в размере 61,58%. За продажу акций национального перевозчика бюджет получил 287,2 млн грн. Новым мажоритарным акционером стала компания UIA Beteiligungsgesellschaft mbH. Процедура приватизации вызвала много критики, поскольку продажа акции была закрытой. Конкурс не проводился, хотя ряд авиакомпаний предлагали гораздо большую цену. Затем в СМИ появилась информация, что конечным бенефециаром авиакомпании стал олигарх Игорь Коломойский. В конце 2012 года в структуре собственности МАУ произошли изменения. Собственником перевозчика стала кипрская компания "Онтобенот Оушинз Лимитед", которой непосредственно принадлежит 74,16% акций, остальной пакет – в опосредованной собственности этой же компании. Игорь Коломойский отрицает связь с этими компаниями.
Банкротство "Аэросвита"
В конце 2012 года крупнейшая авиакомпания Украины оказалась на грани банкротства. Уже в марте 2013 года перевозчик прекратил свою деятельность из-за громадных долгов – в размере 4,3 млрд грн. Уход такой авиакомпании взволновал весь рынок, особенно досталось аэропорту Борисполь. Воздушные ворота страны потеряли перевозчика, который генерировал треть пассажиропотока. Нишу "Аэросвита" занял давний конкурент – авиакомпания МАУ, которая за счет банкрота увеличила свой флот и расширила маршрутную сеть.
Первый частный поезд
В середине июля 2014 года в Украине состоялся запуск первого частного поезда. Новый рейс соединил Киев и Измаил, главный город Южной Бессарабии. Оператором поезда выступила компания "Южные туристические линии". Однако через месяц после запуска поезд был отменен. Причины решения не называются. По-видимому, такой шаг был вызван низкой загрузкой рейсов.
Транскаспийский маршрут
В августе 2015 года в Баку доставили первую партию грузов из Китая по новому маршруту – Транскаспийскому транспортному коридору. Изначально в проекте участвовали только Китай, Казахстан и Азербайджан, впоследствии присоединились Грузия и Турция. Украина фактически присоединилась к маршруту, запустив в январе этого года пробный контейнерный поезд в Китай. Официальным участником проекта Киев стал в мае. Данный маршрут позиционируется как альтернатива традиционному пути из Китая в ЕС через Россию. Сейчас решается вопрос работы паромов на черноморском отрезке коридора.
Ан-178
В апреле 2015 года "Антонов" представил новый транспортный самолет Ан-178. Новое воздушное судно должно заменить линейки устаревших Ан-12, Ан-26 и Ан-32. Ан-178 способен перевозить до 18 тонн грузов и развивать крейсерскую скорость до 825 км/ч. Прогнозируемая стоимость самолета составляет 40-70 млн долларов. Первый полет состоялся 7 мая 2015 года. С тех пор "Антонов" заключил ряд контрактов на поставку Ан-178 в Ирак, Китай, Саудовскую Аравию, Азербайджан.
Закрытие авиасообщения с Россией
В октябре 2015 года между Украиной и Россией прекратилось авиасообщение. Причиной сложившейся ситуации стала аннексия Крыма и нарушение Россией норм международного права, в том числе в авиации. Бывший глава Госавиаслужбы Денис Антонюк оценил потери от запрета на полеты в Россию только для одного "Украэроруха" в размере 8-10 млн долларов. Самый большой выигрыш получили зарубежные перевозчики, которые возят украинцев через свои хабы. Особенно в этом преуспела белорусская авиакомпания "Белавиа".
Корпоратизация "Укрзализныци"
В декабре 2009 года Кабмин утвердил Программу реформирования железнодорожного транспорта на 2010 – 2019 годы. Документ, среди прочего, предполагал создание в 2012 году Публичного акционерного общества "Укрзализныця". Однако этот процесс затянулся, и ПАО было создано только 1 декабря 2015 года. Региональные железные дороги и другие госпредприятия ж/д отрасли стали филиалами новой компании. Уставной капитал общества составил около 230 млрд грн. Активы "Укрзализныци" были оценены в 245 млрд грн.
Открытие неба
В 2013 году параллельно с подписанием Соглашения об Ассоциации с ЕС начала развиваться другая эпопея. Еще в ноябре 2013 года Украина и Евросоюз парафировали договор об "открытом небе". Однако вследствие спора Испании и Великобритании вокруг Гибралтара, соглашение так и не подписали. МИУ пошло другим путем – "открытие неба" с отдельными странами. С 15 января этого года в США для авиакомпаний Украины перестали действовать ограничения на полеты. Госавиаслужба также договорилась о подобных мерах с рядом европейских стран. В марте режим "открытого неба" ввела Италия, за ней последовали – Польша, Эстония, Армения, Литва. Сейчас идут переговоры о договоре с Молдовой.
Суда-гиганты
В 2014 году порт Южный провел дноуглубление акватории и подходного канала до 18,5 м. В результате, в 2015 году стивидоры порта смогли обслужить несколько крупных судов типа Newcastlemax, грузоподъемность которых превышает 200 тыс. тонн. В мае на терминале ТИС-Уголь и на причале № 5 ГП МТПЮ сухогруз FAKARAVA был загружен 200,4 тыс. тоннами окатышей. Месяцем позже ГП МТПЮ принял судно Mineral Edo, загрузив на него 203,6 тыс. тонн железорудного концентрата. Сейчас администрация порта Южный планирует углубить дно до 21 м.
Конкурсы директоров
В декабре 2014 года Миниинфраструктуры объявило конкурс на должности директоров "Укрзализныци", аэропортов Борисполь и Львов. Из трех конкурсов к концу 2015 года состоялся только один. Директором аэропорта Львов была выбрана Татьяна Романовская. Два других конкурса были заблокированы через суд. Глава "Укрзализныци" был выбран только в апреле этого года. Им стал Войцех Балчун. Конкурс по аэропорту Борисполь планируется только на сентябрь. Также на конкурсах были избраны новые руководители "Укрпочты" и ряда портов: Ильичевск, Октябрьск, Николаев. Сейчас готовятся конкурсы для определения директоров еще нескольких портов.
Смотрите также инфографику 25 транспортных событий за 25 лет