Внешне "туристический поезд" (именно так его называет компания-оператор Южный Туристические Линии) ничем не отличается от других составов, курсирующих по железным дорогам Украины. Традиционный для наших путей электровоз ЧС4, привычные глазу пассажирские вагоны. Это и не удивительно, учитывая, что компания сразу задекларировала: данный маршрут – совместный проект с УЗ, которая, при необходимости, может добавить на эту частоту еще один (на этот раз свой) состав.
Читайте также Обуздать "Тарпан": как выходил в свой первый рейс скоростной украинский поезд
Впрочем, как только освоишься в вагоне, благодаря некоторым деталям почувствуешь, что, на самом деле, все не так как всегда. Полки и места для сидения – более комфортные, на каждом окне – плотные шторы на "липучках" защищают от летнего жаркого солнца, в стене купе – пульт для регулировки света, звука, а также для вызова проводника (исправный). Самый современный "козырь" – беспроводной интернет для пассажиров, входящий в стоимость билета. Роутер находится в купе проводника.
Цена путевки – а именно так называется проездной документ на этот рейс – включает в себя, помимо традиционного белья, и питание на борту. В ланч-пакете мы получили круасан, упаковку арахиса и галетного печенья, сухие салфетки и поллитра газированной воды. Проводник принес этот набор практически сразу, вскоре после белья… На столе в купе нас ждало несколько газет, наличие прессы также оговорено в путевке. Так что достаточно средняя скорость движения состава компенсируется удовлетворением потребностей пассажира. В турпакет "Базовый" (собственно, это тот же билет) также входит т.н. "экскурсионное сопровождение либо аудио-гид (по запросу)".
Возвращаясь к цене билета-путевки. Она вполне сопоставима с поездами "УЗ". Сравнивая стоимость отрезка между Киевом и Одессой (Измаил сегодня не имеет других маршрутов в столицу), видим такую картину: если купе от "Укрзализницы" обойдется в 227-235 грн, то на турпоезде №901 это будет чуть дороже – 250-270 грн (верхняя-нижняя полки). А вот его класс «люкс» (610 грн) оказывается даже дешевле, чем аналог в фирменном "Черноморце" от Одесской железной дороги (659 грн), хотя и значительно дороже, чем у обычных скорых, идущих в не такое удобное, как упомянутые рейсы, время (442-447 грн). Полная стоимость рейса до Измаила – 680 грн (люкс), 355-335 грн (купе), 255-235 (плацкарт).
Не ожидая у моря погоды Частная инициатива на украинской железной дороге возникла абсолютно вопреки мнению экспертов отрасли, убежденных, что подходящая ситуация для работы коммерческих поездов в нашей стране сложится не раньше, чем стабилизируется цена билетов, т.е. вырастет от социальной до экономически обоснованной, да еще и, скорее всего, – в сегменте пригородных перевозок. Наоборот, в 2014 году, в самом начале реформы и в нестабильной экономической ситуации, возник "частник", который пытается обкатать маршрут национального масштаба. Киевская компания "Южные туристические линии" (ЮТЛ) запустила рейс Киев-Измаил с заходом в Одессу в июле.
Поезд, получивший маркировку №901/902, ходит через день. Отправляясь вечером из Киева (20.35), прибывает в Одессу в 5.13 следующего дня, в Измаил – в 10.55. В тот же день в 17.11 состав отправляется в обратный путь (в 23.31 – в Одессе, в 9.01 – в Киеве). Поезд насчитывает пять вагонов различной категории – СВ, купейные и плацкартные. Из столицы первый состав вышел с загрузкой в 50%, в обратный путь – с 35%, при этом директор ЮТЛ Алексей Семин назвал эти цифры оптимистичными.
- Выход данного рейса на окупаемость и прибыль не превысит обычный для массовых перевозок срок в 6-7 месяцев, - рассказывает он.
Почему же все-таки Измаил? Алексей Семин видит в этом направлении перспективу.
- Бессарабия до этого не имела прямого железнодорожного сообщения с центром Украины. Ведь, несмотря на целый набор памятников и примечательностей, этот край – по-прежнему "медвежий угол", в первую очередь – из-за транспортной неразвитости. Вместе с тем, здесь есть значительный пассажиропоток, который мы исследовали и оценили перед началом перевозок", – считает Семин.
Пассажирским транспортом Алексей Семин занимается около двадцати лет, кандидат технических наук в области проектирования и строительства пассажирского флота.
Из столицы первый состав вышел с загрузкой в 50%, в обратный путь – с 35%, при этом директор ЮТЛ Алексей Семин назвал эти цифры оптимистичными.
- Знания и умения есть, осталось увязать и согласовать между собой такие, на первый взгляд, разные виды транспорта, как железная дорога и флот, хотя на самом деле это составляющие единой индустрии – туризма и перевозок пассажиров, - рассказывает он.
О подробностях создания компании ЮТЛ Семин особо не распространяется. Однако, по данным Hubs, компанию он создал на равных паях с измаильским бизнесменом Вячеславом Жосаном. По их же утверждению, сам Семин до этого возглавлял департамент судостроения фирмы "Лигир-ИТБС", дочерней структуры британской System Group International. Инвесторы же проекта пока что неизвестны.
Портрет клиента О дальнейших планах по расширению географии маршрутов, обозначенных на сайте компании, руководитель компании все же умалчивает. Они могут быть откорректированы по итогам работы на измаилском направлении. При этом "своего клиента" в компании уже видят: "Мы рассчитываем как на традиционных пассажиров, так и на туристов. При этом почти с самого начала продаж зримо выявились типично "наши" клиенты – это пассажиры с детьми. Им очень удобен наш рейс, так как поездки на автобусах для этой категории весьма утомительны".
Впрочем, у способа достучаться до своего пассажира, взятого на вооружение "Южными туристическими линиями", есть и свои недостатки. Кассы УЗ для этого рейса не предназначены, поэтому билеты-путевки продаются на сайте компании, у партнеров-агентов, а также их можно приобрести через платежные терминалы. По утверждению директора компании, на последний способ возлагаются большие надежды, так как терминалы сегодня имеются практически во всех населенных пунктах. Однако консервативный подход населения в регионах к этому вопросу дает себя знать.
Наша попутчица в поезде, пенсионерка из Измаила, заявила, что поезд ЮТЛ рекламируется недостаточно: мало кто из жителей столицы Бессарабии о нем сегодня знает, да и сама она приобрела путевку почти случайно.