Аэропорт "Борисполь" станет узловым, где доля транзитных пассажиров будет составлять 40% (вместо нынешних 11%). Чтобы достичь таких результатов правительство совместно с местными органами власти, а также частными инвесторами планирует вложить в украинские аэропорты как минимум 8,7 млрд грн. Эта сумма может значительно возрасти, если Украина станет привлекательным рынком для иностранных и частных инвестиций. Такие амбициозные цели обозначены в Государственной программе развития аэропортов до 2023 года, недавно утвержденной Кабмином.

Столь долгожданный для отрасли документ был обнародован 1 марта и вступил в силу. Однако это только начало нового этапа. В дальнейшем Министерству инфраструктуры определиться с механизмами и формами реализации целей, поставленных в программе. Кроме того, необходимо определиться с порядком объединения аэропортов под управлением одного предприятия. Об этих и других аспектах аэропортовой реформы в интервью порталу ЦТС начальник отдела авиационных перевозок Министерства инфраструктуры Андрей Ярмак.

Читайте также Какая реформа уготована аэропортам Украины – интервью с начальником отдела авиаперевозок МИУ

1 марта на сайте Кабмина была обнародована Государственная целевая программа развития аэропортов Украины до 2023 года. Ваш департамент работал над этим документом, вы довольны проделанной работой? Или что-то хотелось бы сделать лучше?

Была проделана титаническая работа и это того стояло. Мы работали над программой начиная с 2013 года, согласование этой редакции заняло практически год. Вначале собирали данные, потом было согласование со всеми заинтересованными органами. С нашей стороны мы сделали все возможное, чтобы ускорить этот процесс. Мы прекрасно понимали, что если принятие программы затянется, то ее актуальность будет уменьшаться с каждым месяцем в нынешних экономических реалиях.

Раньше речь шла о 19 аэропортах, сейчас в Программе обозначено 17 аэропортов. Аэропорт Николаев так и не удалось включить в состав программы?

Изначально мы разослали письма с предложениями подать информацию в 19 аэропортов. Из них аэропорты Николаев и Ивано-Франковск не прислали никаких данных, необходимых для участия в программе. Поэтому они не были включены в перечень. Нашей целью было разработать программу, максимально приближенную к реальности, основанную на информации от самих аэропортов. Отдельно необходимо отметить, что у аэропорта Николаев на данный момент отсутствует сертификат эксплуатанта аэродрома.

А что с аэропортом Ивано-Франковск?

Сейчас аэропорт отсутствует в программе. Но после принятия программы, местные органы власти изъявили желание также участвовать в программе. Программа развития аэропортов является динамической, в нее можно вносить изменения. При желании, аэропорт Ивано-Франковска также может быть добавлен. Не стоит забывать об аэропортах Востока Украины, которые в скором времени необходимо будет восстанавливать.

"У местных бюджетов нет средств на развитие аэропортов, максимум на что хватает денег – это на поддержание сертификационной пригодности".

Недавно в СМИ появилась информация о том, что будущее госпредприятие по управлению аэродромами будет создано на базе "Украэроруха". Насколько достоверна эта информация?

На сегодняшний день окончательное решение по этому вопросу еще не принято. Мы прорабатываем несколько вариантов, и озвученный вариант – один из них. После принятия программы мы повторно направили запросы в аэропорты для актуализации информации о хозяйственной деятельности предприятий за 2014 – 2015 годы и проекцию на будущие годы. Затем полученные данные будут проанализированы, и только после этого будет приниматься решение о форме реализации программы: либо создание нового госпредприятия, либо на базе существующего.

В программе говорится, что коммунальные аэропорты станут частью нового госпредприятия. Вы проводили предварительные переговоры с местными властями о передаче аэродромов?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вспомнить предысторию. Процедура децентрализации аэропортов была завершена в начале 2000-х годов, когда большинство аэропортов были переданы в управление местным органам власти. Сейчас очевидно, что эта стратегия сработала не везде. Состояние большинства аэропортов только подтверждает этот тезис. У местных бюджетов нет средств на развитие аэропортов, максимум на что хватает денег – это на поддержание сертификационной пригодности. Аэродромы – важный стратегический объект для государства. Поэтому было принято решение запустить обратный процесс – передать аэропорты из коммунальной в государственную собственность для их модернизации.

Не стоит забывать о том, что объекты, которые были построены к Евро-2012 за государственные деньги, также должны быть переданы в госсобственность. Это касается объектов аэродромов Харькова, Киева (Жуляны) и Донецка, которые были построены за средства из государственного бюджета.

Не возникнут ли конфликты или коллизии с местными властями по поводу передачи аэропортов в государственную собственность?

При подготовке программы первоначальным источником информации были аэропорты. Проект программы мы направляли на согласование в местные органы власти. Таким образом, на местах уже знакомы с механизмом реализации программы.

Программа ставит цель увеличения пассажиропотока в аэропортах Украины к 2023 году до 24,3 млн человек, то есть вдвое больше чем в 2015 году. Почему вдвое, а не втрое или вчетверо?

Это прогнозный показатель. Эти расчеты делались с учетом фактического пасажиропока, нынешней динамики развития, последующей либерализации воздушного пространства, развития транзитного потенциала аэропорта «Борисполь», увеличения пропускной способности аэропортов и других факторов.

Поговорим об аэропорте Борисполь. Согласно программе, структура его пассажиропотока должна изменится за счет увеличения доли транзитных пассажиров до 40%. Как этого достичь?

В "Борисполе" есть планы по развитию трансферной зоны, увеличению мест для стоянки самолетов возле терминала «D». Кроме того, украинский флагман авиаперевозок  работает над увеличением транзитных пассажиропотоков. Общими усилиями могут быть реализованы дополнительные волны прилетов/разлетов воздушных суден. Сейчас существует две волны – утренняя и вечерняя. Так или иначе, все эти волны строятся на основе развития транзитных пассажиропотоков.

Реально ли сделать из аэропорта Борисполь хаб, ведь поблизости есть Стамбул, Варшава, Рига?

Все зависит от инфраструктуры аэропортов и базовых перевозчиков. Аэропорт невозможно развить без сильного базового авиаперевозчика: в Стамбуле – это Turkish Airlines, в Варшаве – LOT и т.д. Это комплексный вопрос, на который необходимо смотреть не только с позиции аэропорта, но и авиационной отрасли в целом. Задача аэропорта – обеспечить достаточную пропускную способность инфраструктуры, чтобы базовые перевозчики могли развивать пассажиропотоки.

К 2023 году 30% пассажирских авиаперевозок в украинских аэропортах будет осуществляться лоукостами – такая цель ставится в Программе. При этом не указываются механизмы достижения. Можете их назвать?

Прежде всего, это либерализация воздушного сообщения, которая повлечет за собой приход на рынок новых авиакомпаний. С другой стороны, к тому времени инфраструктура аэропортов должна быть готова к появлению новых перевозчиков, в том числе лоукостов.

Кроме того, есть необходимость в имплементации новых процедур наземного обслуживания, что позволит сократить время наземного обслуживания до 25-30 минут. Сейчас многие аэропорты успешно их реализовывают.

Что касается экономической составляющей, то уже сейчас существует возможность формировать привлекательные системы мотивации для авиаперевозчиков. Так, руководители аэропортов имеют право применять скидочные коэффициенты к аэропортовым сборам с целью стимулирования развития пассажиропотоков. Что действительно необходимо развивать – это сотрудничество с местными властями для развития привлекательности региона. Я уверен, что единым фронтом можно достичь гораздо значимых результатов.

В аэропортах Одессы и Львова был введен режим "открытого неба", но результатов он практически не принес. Планируете ли внедрять подобные механизмы в других аэропортах?

Мы стремимся к подписанию Соглашения о едином небе. Плюс отмена или либерализация визового режима. Все это даст значительный импульс для развития авиационной отрасли Украины.

Почему провалился эксперимент с "открытием неба" в отдельных аэропортах?

Нельзя сказать, что он провалился. Это долгосрочный процесс. В указанных аэропортах этот режим остается. Так что у авиакомпаний есть возможность им воспользоваться, если они посчитают, что наш рынок является для них привлекательным.

Особый акцент в программе делается на увеличении пассажиропотока аэропортов Львов, Днепропетровск, Жуляны и особенно Черновцы. В 2023 году аэропорт Черновцы планирует обслужить 480 тыс. пассажиров…

Эти расчеты предоставлены нам самими аэропортами. Относительно Черновцов, у них достаточно амбициозные планы. У Львова, Жулян, Днепропетровска есть большой потенциал, который нужно развивать. И в первом, и во втором случае мы как Министерство будем им помогать.

Что последует за принятием Программы развития аэропортов? Будут ли вноситься законодательные инициативы?

Пока изменения в законодательную базу не готовятся. Сегодня нужно определить механизм реализации программы. Речь идет о создании нового предприятия, о котором я говорил. Затем нужно выработать этапность объединения аэропортов, их все невозможно объединить одномоментно. Потом последует инвентаризация и процесс передачи объектов в установленном законодательством порядке. После этого будет подыматься вопрос о привлечении инвестиций и модернизации аэропортовой инфраструктуры.