Экономические и социальные проблемы от неурегулированной системы льготных перевозок на всех видах транспорта в Украине назрели уже давно и сегодня достигли критической точки, пишет председатель Федерации работодателей транспортной отрасли Украины Орест Климпуш в своей колонке для портала ЦТС.
Годами перевозчики не получали полной компенсации расходов за такие перевозки, а многие их них – даже части средств, которые были предусмотрены. Сейчас ситуация в регионах катастрофическая – уже третий месяц льготные перевозки осуществляются без какого либо финансирования, потому что ни субвенций из госбюджета, ни собственных средств в местных бюджетах в большинстве случаев не предусмотрены. Кроме того, обязательство местных органов выделять такое финансирование нормативно не определено.
Такая неурегулированость повышает социальное напряжение и в обществе постоянно возникает конфликт «льготник-перевозчик». Перевозчик становится заложником ситуации между государством, которое финансово не обеспечивает гарантированное право льготника на бесплатный проезд, и пассажиром, который имеет право пользоваться льготой, которую выделило ему государство.
Понимая социальную роль таких перевозок и свою ответственность перед социально незащищенными слоями населения, перевозчики продолжают работать в убыток, годами перевозя льготников фактически бесплатно. Но, в условиях отсутствия финансирования и борьбы с нелегалами, некоторые вынуждены не осуществлять бесплатные перевозки до урегулирования ситуации.
Не менее важными являются проблемы льготных перевозок на железной дороге, которые в большей степени субсидируются за счет грузовых. И это вопрос не только потерь для бизнеса. Отсутствие компенсации приводит к убыточности предприятий, потери рабочих мест и невозможности обновлять и ремонтировать подвижной состав, что ведет к закрытию маршрутов в селах, где большинство пассажиров – льготники. Это является причиной недополучения налогов в бюджет, снижения уровня безопасности и комфорта пассажиров, невозможности выполнять социальные перевозки и как следствие – не выполнение законодательства.
Учитывая критичность ситуации, Федерация обратилась к Кабинету Министров, Минсоцполитики, Мининфраструктуры про урегулирование льготных перевозок на автомобильном, железнодорожном, электрическом транспорте, подготовить и донести до общества разъяснение, которое вмещало бы:
Список льготных категорий населения, которые имеют право на бесплатный или со скидкой проезд в автомобильном, железнодорожном или электротранспорте.
Субъекты, источники, суммы и порядок начисления и выплаты компенсаций за осуществление льготных перевозок в 2016 г.
Меры, которые принимаются правительством для решения проблемы с системой предоставления льгот, их монетизации.
Федерация уже несколько лет подряд на всех стадиях бюджетного процесса обращается к власти с предложением о выделении отдельной строкой в Госбюджете средств на финансирование льготных перевозок, потому что тогда будет четко ясно сколько денег и куда именно было использовано.
18.02.2016. ВР Украины приняла Закон “О внесении изменений к додаткам №3 и №7 Закона Украины “О Государственном Бюджете Украины на 2016 г.”, которые касаются финансового обеспечения компенсации за льготный проезд отдельных категорий граждан и других не предусмотренных законом льгот”. 23.02 он подписан главой ВРи направлен Президенту. Учитывая то, что в установленные строки ведомости о его прохождении отсутствуют, Федерация обратилась к Главе Администрации Президента о предоставлении такой информации.
В проекте предусмотренно 1,9 млрд грн на предоставление льгот связи, некоторых других и на компенсацию льготного проезда. Снова компенсация за перевозки не выделена в отдельный ряд, а поэтому сложно сказать, какая часть средств пойдет на перевозчиков. По нашим подсчетам, 1,9 млрд грн – это менше ¼ расходов перевозчиков. Это вновь приведет к теневому распределению субвенций и почти не меняет ситуацию.
Только смена подхода к организации и финансированию позволит решить все проблемы, связанные с социальными перевозками. По нашему мнению, именно монетизация льгот является выходом из ситуации. Для сравнения, приведем международный опыт.
В Молдавии в 2000-м году все льготы были отменены и внедренна денежная адресная компенсация, но только для инвалидов 1 и 2 груп и детей-инвалидов. Такой шаг был обусловлен недостатком средств в бюджете. Источником финансирования являются сейчас местные бюджеты, а суммы зависят от наличия средств.
В Польше в 90-тых голах было сокращено большое количество льгот и сведено регулирование в один закон “О билетах н апроезд в общественном трансорте по льготным тарифам” вместо 22 нормативных актов. Установлено право на проезд со скидками и урегулировано схему финансирования. Расчет происходит не по схеме “пассажир-перевозчик”, а по схеме “местный бюджет-перевозчик”. Между предприятием и заказчиком заключается договор, соответственно к которому за определенное количество поездок вносится опеределленая сумма денег. Все билеты покупаются в автоматах, что исключает возможность теневого оборота выручки и содействует четкому учету льготных категорий.
В Литве все льготы на проезд в общественном транспорте изменены на 50-ти и 80-ти % скидки. Из госбюджета финансируются льготы на проезд межгородским транспортом, остальные – из местных бюджетов. В Украине также предусмотрено право местной власти вводить дополнительные льготы в рамках социальных программ и программ развития транспорта, но они в разных регионах либо отсутствуют, либо не действуют, либо не финансируются. Есть право, но нет обязательства.
Как видим, много стран уже преодолели те проблемы, перед которыми стоит украинское общество и мы можем взять на вооружение лучший опыт наших соседей, чьи исходящие ситуации были близки к нашей.