Эксперт совета по вопросам реформирования при Министерстве инфраструктуры Андрей Буковский рассказывает, почему необходимо реформировать железнодорожное хозяйство, а также предлагает свое видение "дорожной карты" этой реформы.
Безусловно, реформа отрасли позволит создать новую организационно-правовую и экономическую модель управления железнодорожным транспортом, повысит эффективность его функционирования, будет способствовать развитию конкурентной среды на рынке железнодорожных услуг. Но для обеспечения этого обязательны два следующих шага:
Первый - это образование ПАО "Українська залізниця", что позволит разорвать смертельный для отрасли круг хронического недофинансирования капитальных инвестиций. Наконец должен начаться процесс обеспечения простого воспроизводства основных фондов благодаря увеличению амортизационных отчислений вследствие установления справедливой стоимости при внесении их в уставный капитал Общества. Так, планируется увеличение инвестиционных источников в 3 раза - от существующих 7 до 21 млрд грн в год.
По моему глубокому убеждению, создание единой государственной акционерной компании станет весомым стабилизирующим фактором на пути сохранения унитарной страны. Кроме того, это позволит легитимным способом вывести железнодорожные предприятия с территорий, на которых осуществляется АТО.
Второй шаг - представление в Верховную Раду проекта новой редакции Закона Украины "О железнодорожном транспорте Украины" (в целом уже готов), который предусматривает создание конкурентного рынка перевозчиков. Кроме того, он будет обеспечивать равный доступ всех субъектов хозяйствования к инфраструктуре при сохранении государственной собственности на ее стратегические объекты. Важно, что в нем прописаны нормы, вводящие инвестиционную составляющую в тарифе — это позволит прозрачно через специальные счета направлять соответствующие средства исключительно на выполнение программ, утвержденных Правительством.
Эффективная реновация основных фондов.
Именно проведение реформы создаст основу для обновления всех основных фондов, особенно крайне изношенного тягового подвижного состава. Как за счет внутренних источников, а это около 30 млрд грн в год (что с учетом мультипликатора составит дополнительно более 100 млрд в ВВП), так и за счет участия частного капитала (составит не менее 7 млрд грн в год)
И очень важно, что необходимая для потребностей отрасли продукция является высокотехнологичной, наукоемкой и производиться буде преимущественно в Украине, образуя новые рабочие места. По оценкам экспертов 1 гривна, вложенная в машиностроение, генерирует 7 в смежных отраслях.
Таким образом, железнодорожный транспорт способен стать настоящим локомотивом экономического развития страны.
Повышение качества пассажирских перевозок.
Это возможно за счет привлечения частных инвестиций в этот сегмент и поэтапного отхода от перекрестного субсидирования за счет грузовых.
Безусловно, перевозки в социальном сегменте (а это плацкартные и общие вагоны) будут нуждаться в государственной поддержке, но в современной, прозрачной форме, соответствующей лучшим мировым практикам — путем уменьшения платы за доступ к инфраструктуре.
Проблемы пригородного сообщения целесообразно решать за счет создания региональных транспортных компаний с привлечением местных органов власти и частного капитала.
Возрождение кадрового потенциала.
Этот пункт требует отдельного внимания, ведь без его решения невозможно построить современную экономическую модель отрасли. Важно сформировать команду высококвалифицированных специалистов на триедином принципе: Патриотизм, Порядочность, Профессионализм. Залогом этого должно стать выполнение следующих обязательных условий (Конкурс, КПЭ, Контроль):
Конкурс на замещение должностей руководителей;
Ключевые показатели эффективности (КПЭ), установленные для каждой должности;
Контроль их выполнения, обязательно с привлечением общественности.
Для проведения реформ необходимо осуществить формирование команды специалистов (железнодорожников, юристов, экономистов), которые имеют значительный опыт работы в области транспорта и нормотворчества, способной безотлагательно начать квалифицированную и компетентную работу в полном соответствии с принципами, изложенными в коалиционном соглашении. Собственно, это обеспечит соблюдение эффективного темпоритма трансформационного процесса с соблюдением требований законодательства и программы реформирования.