"В последнее время мы стали получать все больше жалоб от бизнеса. Как оказалось, перевозчики все чаще сталкиваются со злоупотреблением монопольным положением со стороны владельцев автостанций", - пишет глава департамента автотранспорта при МИУ Роман Хмиль в эксклюзивной колонке для портала ЦТС.
Вряд ли, покупая билет на автобус, вы знаете, что 12-15% стоимости – это оплата услуг автостанции. Несмотря на то, пользуетесь вы ими, или нет. Постоянный диалог с участниками рынка показывает, что все больше пассажиров заказывают себе билеты онлайн, приходят к месту отправки автобуса, не посещая зал ожиданий, не пользуются туалетами, камерами хранения и тому подобным. Тем не менее, согласно украинскому законодательству все, путешествуя по Украине и не только, продолжают переплачивать эти 12-15% автостанционного сбора. Автостанции, по сути имеют свою «долю в бизнесе» перевозчика. Понятно, что их это устраивает.
В последнее время мы стали получать все больше жалоб от бизнеса. Как оказалось, перевозчики все чаще сталкиваются со злоупотреблением монопольным положением со стороны владельцев автостанций. При отсутствии конкуренции, последние пытаются диктовать свои условия при подписании договоров: по реализации билетов через автостанцию, по стоимости заезда автобуса, по проценту автостанционного сбора в стоимости билета для пассажира. Те, не имея другого выхода, соглашаются, потому что так того требует закон.
Вы спросите: почему нельзя внести изменения в законодательство? Верно. Можно. Однако это не так быстро, как хотелось бы. Понимая, что процедура внесения изменений в закон займет не менее 9 месяцев, Министерство инфраструктуры решило подготовить проект изменений в приказ Минтранссвязи от 2010 года в части введения фиксированной суммы автостанционного сбора в размере 1 гривны. Чтобы потом вообще его отменить.
Аргументация нововведений проста: уменьшение суммы сбора, по нашему мнению, будет способствовать не просто удешевлению билета, но и развитию сервиса на автостанциях. Они не исчезнут и не обанкротятся, как нас обвиняют некоторые диванные активисты. В таких условиях автостанции будут вынуждены предлагать более качественные услуги и бороться за потребителя. И это справедливо, учитывая еще и то, что большинство этих услуг уже платные. Получается, что потребитель переплачивает дважды. Показательно, что в Европе, к которой мы так стремимся и на которую равняемся, понятие автостанционного сбора вообще отсутствует. Там автостанции зарабатывают на комиссионном сборе с продажи билетов, взымая плату за заезд автобусов. И им хватает.
Министерство инфраструктуры решило подготовить проект изменений в приказ Минтранссвязи от 2010 года в части введения фиксированной суммы автостанционного сбора в размере 1 гривны. Чтобы потом вообще его отменить.
После обнародования проекта приказа, произошло то, о чем мы давно мечтали и к чему постоянно призываем общественность. Мы получили качественную обратную связь, ряд замечаний и предложений от объединений автобусных станций и других участников автоперевозочного процесса. После этого вышли на диалог, провели круглый стол, совместно обсудили все за и против. Поняли, что несколько поторопились, поскольку подобные изменения нужно внедрять комплексно, чтобы избежать «побочных» эффектов. Это не отменяет нашего намерения. Автостанционный сбор должен быть и будет отменен. Более того, это не наша прихоть, а одно из обязательств страны в рамках евроинтеграции, которое мы должны выполнить до 2017 года.
В итоге договорились - в первую очередь принять изменения в Закон Украины «Об автомобильном транспорте», а в дальнейшем ко всем подзаконным актам. Проект закона готов, на следующей неделе опубликуем его на официальном сайте Министерства. Это будет совершенно новый подход к работе рынка автомобильных перевозок и деятельности автостанций в Украине - европейский и прогрессивный.
Мы убеждены, что рынок сам отрегулирует все процессы: перевозчики получат возможность свободно выбирать маршруты, автобусы смогут отправляться из удобных для пассажиров мест, люди в условиях конкуренции пользоваться лучшими услугами за лучшую цену. Министерство оставит за собой важнейшую роль контроля безопасности перевозок и качества предоставления транспортных услуг, которые уже очень скоро, надеюсь, мы сможем назвать европейскими.
Читайте также Интервью с куратором реформы "Укравтодора": поражает, насколько сложно менять ситуацию на рынке дорог