Казахстан в очередной раз закрыл свой рынок для российских зерновозов. С 5 января начал действовать конвенционный запрет на допуск в страну иностранных порожних вагонов этого типа, сообщает Коммерсантъ.
Свое решение Казахстан объясняет отсутствием планов по погрузке зерна. Вместе с тем, 22 декабря казахстанские железные дороги ("Казахстан темир жолы", КТЖ) согласовали предоставление "вагонной помощи" со стороны железных дорог Латвии и Беларуси (159 и 300 зерновозов соответственно). Их прием, в отличие от российских вагонов, не ограничен.
Более того, КТЖ согласились оплатить транзит этих вагонов до Казахстана, притом что цена транзита только по России составляет минимум 1,2 тыс. долларов из Беларуси и 1,3 тыс. долларов из Латвии за вагон. В общей сложности расходы КТЖ на транзит должны составить около 550 тыс. долларов.
Казахстан неоднократно вводил запреты на передачу порожних вагонов по межгосударственным стыковым пунктам, в прошлом году он ограничивал с 10 августа прием полувагонов чужих администраций. Тотальный запрет на чужие зерновозы также вводился не раз, например, в марте 2013 года. В 2014 году был введен в пик погрузочного сезона - с 23 января. Официальной причиной всегда назывался профицит собственного парка.
Неофициальной причиной источники называют "демпинг" со стороны российских операторов, чьи ставки дешевле конкурентов из Казахстана. Еще один собеседник отмечает, что Казахстан ожидает обострения конкуренции со стороны российских владельцев подвижного состава после введения запрета на эксплуатацию с 1 января старых вагонов. В Казахстане продление срока службы через модернизацию не запрещено. По данным агентства "Infoline-Аналитика", в 2016-2018 годах в России под списание попадут около 4,6 тыс. зерновозов. Однако ожидается, что нынешний запрет в Казахстане будет краткосрочным, это может быть реакцией на локальный профицит или агрессивную ценовую политику кого-то из российских операторов.