Высокоскоростная железная магистраль (ВСМ) из Москвы в Екатеринбург лишит авиаперевозчиков 80% пассажиров и более 400 млрд рублей выручки (12,3 млрд долларов) в ценах 2010 года, подсчитали аудиторы компании PricewaterhouseCoopеr's (PwC). Это одно из самых востребованных внутрироссийских авианаправлений: 4-е по количеству пассажиров.
Убытки рассчитаны на 30-летний период с момента открытия новой железной дороги.
Согласно отчету, на высокоскоростной ж/д линии Казань-Самара перехват составит около 82% общего пассажиропотока и 100% - авиационного.
Аудиторы рассчитали нулевой сценарий пассажиропотока на обоих маршрутах, начиная с 2018 года (год предполагаемого ввода в эксплуатацию ВСМ). В этом сценарии магистрали не построены, пассажиры используют традиционные виды транспорта.
По нулевому сценарию в течение 30 лет классической железной дорогой на маршруте Москва - Нижний Новгород - Казань - Екатеринбург может быть перевезено 10,6 млн человек, авиакомпаниями - 6,7 млн пассажиров; автомобильным транспортом - 5,3 млн человек.
На маршруте Казань - Самара железной дорогой воспользуются 2,6 млн человек, воздушный транспорт предпочтут 1,9 млн жителей региона, а пассажиропоток автотранспорта составит 0,9 млн человек.
После ввода в эксплуатацию ВСМ Москва-Екатеринбург она перехватит у обычной железной дороги около 8,7 млн пассажиров, у авиаперевозчиков - 5,3 млн клиентов, а у автотранспорта - 3,5 млн человек. Высокоскоростное движение на ветке Казань-Самара, по оценке PwC, потенциально способно перехватить всех пассажиров со всех видов транспорта. В итоге перехваченные пассажиры в объеме перевозок ВСМ составят почти 30 млн человек за 30 лет.
Самые значительные потери от появления конкурента в виде высокоскоростной магистрали понесет воздушный транспорт. Если классическая железная дорога лишится выручки в размере 206 млрд рублей (6,3 млрд долларов), то авиакомпании - 402 млрд рублей. На направлении Москва-Екатеринбург авиаперевозчики потеряют в целом около 324 млрд рублей (почти 10 млрд долларов), на линии Казань-Самара - 78 млрд рублей (2,4 млрд долларов).