Мининфраструктуры совместно с "Укрзализныцей" подготовило "Концепцию по структуре и методике расчета экономически обоснованных грузовых тарифов". Проектом приказа располагает Центр транспортных стратегий.

Документ предлагает применять новый подход к формированию тарифных ставок на грузоперевозки по железной дороге. Помимо действующего сейчас принципа выделения в грузовом тарифе трех составляющих (инфраструктурной, локомотивной и вагонной), в нем также станут различать еще несколько элементов.

В частности, каждая из названных составляющих будет разбита на плату за начально-конечные операции и плату за операции движения. Кроме того, как начально-конечные, так и операции движения должны содержать две обособленные части: себестоимость перевозки по каждой составляющей тарифа для каждой из операций и прибыль (экономически обоснованная рентабельность) от перевозки по каждой составляющей и для каждой из операций перевозочного процесса.

Таким образом, отмечается в объяснительной записке к документу, в тарифе будет отображена плата за услуги каждого участника грузоперевозки (собственника инфраструктуры, грузового вагона и локомотива). Это, считают авторы концепции, позволит полностью компенсировать затраты всех участников организации перевозки и привести плату за услугу к экономически обоснованному уровню.

В данный момент, сообщается в тексте документа, формирование тарифов на грузовые перевозки ж/д транспортом базируется на затратном методе ценообразования, то есть данные о себестоимости услуги воспроизводятся на основе данных о затратах в базисном (прошедшем) периоде. "Это приводит к таким существенным недостаткам, как уменьшение влияния на себестоимость перевозки мер по снижению затрат и прогнозов о переменах в объемах перевозок, отсутствие стимулов к снижению затрат, невозможность высчитать необходимое увеличение объема работ для привлечения средств в обновление основных фондов", - объясняют авторы концепции.

Теперь же тариф будет строиться на показателях по всем затратам в базисном периоде, прогнозных оценках по затратам в будущих периодах и определенной норме рентабельности с учетом инвестиционных потребностей организаторов перевозки.

По мнению разработчиков документа, такой подход к дифференциации тарифов поспособствует более прозрачному их формированию, дерегулированию платы за услуги, предоставляемые в потенциально конкурентных секторах, включению инвестиционной составляющей для возможности обновления основных фондов.