После реорганизации грузового парка Госадминистрации железнодорожного транспорта "Укрзализныця" перевозки грузов в полувагонах повысятся на 30%. Об этом заявил в пятницу замначальника главного управления перевозок "Укрзализныци" Петр Лымарчук в ходе круглого стола, посвященного перспективам экспорта зерновых, пишет Коммерсантъ-Украина. Он допустил, что позднее будут повышены тарифы и на перевозки зерна.
Реорганизацию структуры грузовых перевозок УЗ начала 1 января. В рамках преобразований грузовые вагоны должны изменить статус с инвентарных на собственные и перейти на баланс госпредприятий. Сейчас украинские инвентарные вагоны может эксплуатировать любая страна СНГ, поэтому часто их не возвращают в Украину вовремя.
В пресс-службе УЗ объяснили, что фактически тариф не будет повышен: "Речь идет о тех издержках, которые раньше оплачивала администрация, а теперь будет возмещать арендатор - например, порожний пробег вагона, плата за вынужденный простой на подходах, ремонт поврежденного состава. В результате арендаторы будут аккуратнее обращаться с вагоном и своевременно его возвращать".
Инвентарный парк полувагонов "Укрзализныци" составляет 58,2 тыс. единиц, из которых около 10,5 тыс. - в нерабочем состоянии. Еще около 7 тыс. единиц грузового подвижного состава находятся на территории стран СНГ. Частным операторам принадлежит 32 тыс. полувагонов.
Эксперт Центра политического и экономического анализа Ирина Кава считает, что повышение не будет слишком существенным, так как тарифы УЗ все равно ниже, чем у операторов частного вагонного парка. По словам руководителя консалтинговой компании "Менеджмент Консалтинг Групп" Дмитрия Подтуркина, грузовые перевозки в Украине в 1,8-2,5 раза дешевле, чем в России, а окупаемость одного вагона составляет 22-23 года, тогда как в РФ - 7-8 лет. Эксперт также считает, что "Укрзализныця" сохранит свое влияние на рынок перевозок, поскольку экономически обоснованной альтернативы железной дороге для многих производителей нет.
По данным зернотрейдеров, транспортировка каждой тонны зерна по Украине обходится в среднем в 20 долларов (при цене 240 долларов за тонну на условиях FOB Черное море), а с учетом планируемого повышения логистика может подорожать еще на 10 долларов.