Австрийские федеральные железные дороги (ÖBB) в середине мая официально уведомили руководство железных дорог Словакии, Украины и россии о том, что отказываются от своей доли 27,74% в совместном предприятии Breitspur Planungsgesellschaft mbH (BPG), которое должно было реализовать проект строительства железной дороги стандарта 1520 мм от Кошице до Вены.

Как пишет ЦТС со ссылкой на Die Presse, cогласно партнерскому соглашению, у трех оставшихся участников проекта теперь есть около двух недель, чтобы выкупить пакет акций, от которого отказываются Австрийские федеральные железные дороги. Если этого не произойдет, чего ожидают в ÖBB, проектная компания будет ликвидирована. Это должно произойти до конца 2022 года. Это будет означать, что проект ширококолейной железной дороги до Вены официально станет историей.

По информации австрийского издания, ÖBB приняла решение о выходе из состава акционеров проекта в апреле, а вся деятельность в рамках BPG была приостановлена еще в конце февраля. Все это произошло на фоне войны, которую россия развязала в Украине - австрийская сторона не ожидала такого хода событий и считает реализацию такого проекта в новых реалиях утратившей смысл.

Напомним, что проект строительства 450-километровой ширококолейной железной дороги от Кошице (Словакия) до Братиславы (Словакия) и Вены (Австрия), которая стала бы продолжением существующей магистрали Ужгород (Украина) - Ганиска-при-Кошицах прорабатывалась с 2007 года. Тогда национальные операторы железных дорог Украины, России, Словакии и Австрии подписали соответствующий меморандум. В 2008 году в Вене стороны договорились о начале предпроектной стадии исследовательских работ, в 2009 году - о создании соответствующего СП, в 2010 году - о подготовке обоснования инвестиций в проект.

Ширококолейная железная дорога исключила бы необходимость перегрузки на станциях стыковки европейских линий (которые имеют ширину 1435 мм) с широкой колеей (1520 мм), применяемой в странах бывшего СССР.

В августе 2017 года Федеральное министерство транспорта, инноваций и технологий Австрии представило технико-экономическое обоснование строительства данной железной дороги. Согласно ТЭО, работы планировали начать в 2023 году. Первый этап проекта хотели завершить к 2033 году. В полном объеме магистраль должны были ввести в эксплуатацию в 2050 году. Пропускная способность дороги оценивалась в 20 тыс. поездов в год (16-24 млн т грузов в год).

Проект изначально не был полностью воспринят Словакией, поскольку роль Кошице, как перегрузочного центра, была бы утрачена и перешла бы к Вене.

В 2019 году Еврокомиссия не согласилась финансировать проект за средства ЕС. Тогда, по данным СМИ, правительство Австрии лоббировало в Брюсселе включение данного ж/д проекта в трансъевропейскую транспортную сеть, но получило отказ. Тогда же польская государственная железнодорожная компания PKP выступила против строительства ширококолейной ж/д до Вены и поддержала позицию Еврокомиссии по данному вопросу. В Польше оценили новую железную дорогу как геополитический проект рф, называя его "железнодорожным Северным потоком", а также видели в нем конкурента собственной ширококолейной линии LHS.

Читайте также Расширение русского мира: почему широкая колея до Вены блокируется Евросоюзом