Европейская комиссия не согласилась на финансирование развития железной дороги с колеей стандарта 1520 мм от Кошице (Словакия) до Вены (Австрия), которую некоторые называют железнодорожным "Северным потоком".

Об этом сообщает ЦТС со ссылкой на Польское радио.

По информации польского СМИ, правительство Австрии лоббировало в Брюсселе включение данного ж/д проекта в трансъевропейскую транспортную сеть, но получило отказ со стороны Еврокомиссии.

Вместе с тем, официальная Вена не оставляет надежд, что проект железной дороги из РФ через Украину и Словакию в результате последующих переговоров все же будет включен в будущую трансъевропейскую транспортную сеть, что позволит получить софинансирование из бюджета ЕС.

Также сообщается, что польская государственная железнодорожная компания PKP выступает против строительства ширококолейной ж/д до Вены и поддержала позицию Еврокомиссии по данному вопросу. В Польше оценивают новую железную дорогу как геополитический проект РФ и как конкурента собственной ширококолейной линии LHS. Развитие ширококолейного железнодорожного сообщения из России через Украину и Словакию в Австрию, и в обход территории Польши, невыгодно для страны, потому что ограничивает возможность транзита товаров с востока.

"Мы считаем, что фонды ЕС должны, в первую очередь, предназначаться государствам Евросоюза, а мы знаем, что проект ширококолейной железной дороги из Кошице в Вену уже несколько лет прописан в геополитических задачах РФ, а потому это, конечно, не чисто проект ЕС, который способствует европейском экономическом интересу", - заявил Польскому радио директор офиса PKP в Брюсселе Томаш Ляхович.

Ранее ЦТС писал, что по состоянию на ноябрь 2018 года стоимость строительства железной дороги с колеей 1520 мм от Кошице до Вены оценивалась в 6,4 млрд евро. В ноябре 2017 года звучала цифра 6,7 млрд евро

Проект строительства 450-километровой ширококолейной железной дороги от Кошице (Словакия) до Братиславы (Словакия) и Вены (Австрия), которая стала бы продолжением существующей магистрали Ужгород (Украина) - Ганиска-при-Кошицах прорабатывается с 2007 года. Тогда национальные операторы железных дорог Украины, России, Словакии и Австрии подписали соответствующий меморандум. В 2008 году в Вене стороны договорились о начале предпроектной стадии исследовательских работ, в 2009 году - о создании соответствующего СП, в 2010 году - о подготовке обоснования инвестиций в проект.

Ширококолейная железная дорога исключила бы необходимость перегрузки на станциях стыковки европейских линий (которые имеют ширину 1435 мм) с широкой колеей (1520 мм), применяемой в странах бывшего СССР. Консультант проекта - Roland Berger - ранее отмечал, что строительство магистрали позволило бы сократить время транспортировки грузов из Азии в Западную Европу с 28-30 до 15 суток.

К 2016 году стороны планировали подготовить расширенное ТЭО проекта по прокладке ширококолейной железной дороги до Вены и созданию логистического центра на Дунае. Для его реализации была создана компания Breitspur.

В августе 2017 года Федеральное министерство транспорта, инноваций и технологий Австрии представило технико-экономическое обоснование строительства данной железной дороги. Согласно ТЭО, работы планируют начать в 2023 году. Первый этап проекта должен быть завершен к 2033 году. В полном объеме магистраль должна быть ведена в эксплуатацию в 2050 году. Пропускная способность дороги оценивается в 20 тыс. поездов в год, состоящих из 67 вагонов. Это обеспечит грузопоток в 16-24 млн т в год.

Уже тогда австрийские СМИ отмечали, что проект был холодно воспринят Словакией, поскольку сейчас грузы, идущие в Европу, перегружаются на словацких терминалах, расположенных вблизи границы с Украиной. Если железная дорога Кошице-Вена будет построена, необходимость перегрузки отпадет, поскольку перегрузочным центром станет Вена.